^Наверх
Get Adobe Flash player

Православный календарь

Православные новости

Причастие

О важности причащения

Жизнь сердца обновляется и восполняется из источника жизни — Христа Иисуса — в высочайшем Таинстве причащения.

Причастие — это таинство, в котором под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Причастие есть жертва уми­лостивления, жертва благодарения, жертва очище­ния. Причащаться нужно, чтобы соединиться с Бо­гом и иметь жизнь вечную. "Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Ефес. 5, 30).

Таинство Причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Вечери Господь Иисус Христос преломил хлеб и, раздав Своим ученикам, сказал: "Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание". Потом Он взял в руки чашу с вином, подал им и сказал: "Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается".

После крестной смерти Учителя Его ученики стали собираться на Евхаристию для преломления хлеба и вкушения вина в воспоминание о страданиях, смерти и воскресении Господа Спасителя. Евхаристия стала той основой, на которой строилась христианская Церковь. Ведь в первые десятилетия после смерти и воскресения Христа у Церкви не было ничего, кроме памяти о Нем: еще не было Евангелия, не было сформировавшегося догматического и нравственного учения. То, что соединяло учеников, что, собственно, и делало их Церковью, была их совместная жизнь во Христе, их память о Спасителе, которая находила свое максимальное выражение в Евхаристии, когда они причащались Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина в воспоминание о Его смерти и воскресении. Позже появились Евангелия и послания святых апостолов, то есть Священное Писание Нового Завета. Еще позже стали формулироваться христианские догматы, появилась стройная система христианского богословия - все то, без чего Церковь не может существовать. Но первоначальным и основным формообразующим элементом Церкви была именно Евхаристия.

Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Иными словами, происходит наше сущностное, онтологическое соединение с Божеством. Мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества, причем, это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально - Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Это то, что ни одна другая религия не может дать человеку. Именно в том и состоит уникальность христианства, что Христос становится для человека не только учителем, не только нравственным идеалом, Он становится для него пищей, и человек вкушает Бога, соединяясь с Ним духовно и телесно.

 

Чего боятся бесы

Из жития преподобного Иоанна Вострского. Однажды во время молитвы у него открылось духовное видение и он узрел бесов. Не смея приблизиться к нему, они в то же время не отходили. Преподобный Иоанн спросил у бесов, чего они боятся.

– У вас есть три великие вещи, которых мы боимся: одну вы носите на шее, другой вы омываетесь, третью вкушаете в церкви.

– А что из этих трех для вас страшнее? - спросил преподобный.

– То, что вкушаете в церкви, - ответили бесы.

Вот эти три вещи:

– одну вы носите на шее - это крест. Крест – знамение победы Спасителя, Его любви, пронесенной через страдания.

– другой вы омываетесь - это святая вода, Святая вода и омывает нас, и сама означает духовную и телесную чистоту.

– третью вкушаете в церкви - это святое причастие. Во время святого причастия нам преподают под видом хлеба и вина Тело и Кровь Господа.

Что же удивительного, что бесы боятся этих святынь и навевают людям свои:

  1. Навевают избегать страданий и сочувствия (так они хотят уничтожить в нашем сердце любовь и человеколюбие);
  2. Всячески навевают греховную нечистоту (этим они хотят приблизить людей к себе и отдалить от пречистого Господа);
  3. Делают все, чтобы наша душа получала не Божественную пищу, но только земную, мирскую, как животные (именно святого причастия бесы больше всего и боятся, потому что причастие соединяет нас с Богом).

Трех вещей боятся бесы: креста, крещения и причастия.


Как правильно причащаться

Бог даровал нам Святые Христовы Тайны не по достоинству нашему, а по великой Своей Милости и Любви к падшему Своему созданию.
И принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные подвиги, но как Дар Любящего Отца Небесного, как аванс, который ещё надлежит «отработать», как спасительное Средство освящения души и тела.
"Причащается раб Божий… Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную".
Эту молитву произносит священник, подавая Святые Дары причащающемуся христианину, и если христианин старательно приготовился к этому великому Таинству, то, подаваемая ему через Причащение Благодать совершает чудесное преображение всего естества человека и делает его достойным Жизни Вечной.

Для того, чтобы как следует приготовиться к Таинству Причащения, христианину необходимо "поговеть", то есть попоститься несколько дней и прочитать положенное Церковью молитвенное правило – "Последование ко Святому Причащению".
Подробнее о том, как читаются каноны и молитвы перед Причащением, написано в отдельной статье.

Главное же в период "говения" пересмотреть свою жизнь за период, прошедший после последней исповеди, осознать и покаяться в своих грехах, простить всем обидевшим вас, нанесённые вам обиды, самим попросить прощения у тех, кого обидели вы, непосредственно перед причащением подойти на исповедь к священнику и уже тогда, примирившись с Богом, ближними и своей совестью, со страхом Божьим и благоговением, причаститься Святых Христовых Тайн.
Помните, что если человек подходит к Причащению с нечистым сердцем, скрывая в нём зависть, обиды и другую душевную нечистоту, то Причащение послужит ему не во спасение, но в суд и осуждение на вечные муки как оскорбившему Святыню Тела и Крови Сына Божия.

Когда мы стоим перед Святой Чашей, каждый из нас исповедует перед Богом, что является первым из грешников - "от нихже первый есмь аз". И это не церковная риторика, это чувство, которое должно возникать у нас всякий раз, когда мы приступаем к принятию Святых Тайн. Причем, это чувство невозможно искусственно в себе создать - нельзя заставлять себя думать, что ты хуже других людей, нельзя вызывать в себе чувство гнушения собой. Не этого требует от нас Церковь. Подходя к Святой Чаше, мы должны не сравнивать себя с другими людьми, а поставить себя перед судом правды Божией и любви Божией. И если мы проникнемся благоговейным чувством присутствия Божия и предстояния перед лицом Божиим, тогда каждый из нас поистине почувствует себя первым из грешников.
Итак, всякий раз, готовясь к Евхаристии, мы должны начинать внутренний путь к Причащению с осознания своей греховности, своего заведомого недостоинства и своего бессилия что-либо радикальным образом в себе изменить. Это первое.

Второй момент, связанный с подготовкой к Причастию, - это осознание того, что готовиться к Причастию нужно всей жизнью и в течение всей жизни. Многие думают, что подготовка к Причастию заключается лишь в том, чтобы соблюсти сколько-то дней поста, прочитать какое-то количество молитв, не есть и не пить с утра. Да, это нужно делать, но это лишь вспомогательные средства. Подготовка же к Причастию заключается в том, чтобы жить по-христиански. Если мы причащаемся, но в нас ничего не происходит и мы остаемся такими же, какими были раньше, если мы причащаемся, но реальных перемен в нашей жизни нет, то Причастие остается для нас тщетным. Никто из нас не может быть достойным Святого Причащения, но Причастие может становиться для нас каждый раз путем к духовному обновлению и к преображению всей жизни. С другой стороны, Причастие можно принять "в суд и во осуждение". Поэтому мы и молимся перед Святой Чашей: "Да не в суд или во осуждение будет мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи".

Святые отцы советуют особенно внимательно следить за своим сердцем после святого великого таинства причащения Тела и Крови Христовых, потому что тогда злоба врага умножается из-за того, что причастник из раба диавола делается наследником Царства небесного; то же самое озлобление у врага является, когда человек получит улучшение душевное. Видя его особенные искушения,  ты не унывай, а терпи и борись, ибо за такую тяжесть ты получишь сугубую награду. Мир ти. Трудись, молись, спасайся о Господе.

      Яндекс.Метрика