^Наверх
Get Adobe Flash player

Православный календарь

Православные новости

Покаяние

Для чего так необходимо покаяние.

Человек, умерший без покаяния в грехах, особенно тяжких, не может наследовать вечного блаженства.

Неизвестность твоей смерти является определяющим фактором, приводящим тебя к покаянию. Христос скрыл от тебя час твоей смерти, что бы ты всегда жил в покаянии и каждый час своей жизни считал последним. Ещё одной причиной, склоняющей тебя к покаянию, должен быть Страшный Суд и вечные муки.
Чтобы получить прощение грехов от Бога, нужно иметь истинное признание в грехах и совершенное исповедание их. Ибо как больной не исцеляется, если не откроет своей болезни врачу, так никто не может получить прощения, если прежде не сознает своего греха перед Богом. По словам блаженного Августина, сознание греха есть начало спасения. Ибо все мы в беззакониях зачаты, и во грехе родили нас матери наши (см. Пс. 50: 7). И рожденное от плоти есть плоть (Ин. 3: 6). Посему, хотя бы кто и был святым, и тот имеет нужду в исповедании грехов, как говорит пророк Давид.

 Христианское Таинство Покаяния подразумевает два этапа:

  1. собственно покаяние. Человеку нужно покаяться, изменить желания, мысли, мировоззрение. Необходимо "охаять" себя так, как мог бы охаять нас самый закоренелый, самый беспощадный враг наш, всю нашу "подноготную" вывести на свет Божий, все, о чем даже страшно подумать и сказать, но этого недостаточно.
  2. прощение его Богом. Покаяние потребует еще большего напряжения воли и мужества, а именно — если трудно покаяться, то еще труднее "принести плоды, достойные покаяния..." Ведь это что значит? Что нужно сделаться совсем другим человеком, нежели кем был ранее: из блудника и прелюбодея — целомудренным, из грубого — смиренным, из пьяницы — трезвенником, из чревоугодника — воздержанным постником, из скупца и сребролюбца — щедрым и бессребреником и т. д.

Покаяние включает в себя четыре действия:

  1. Раскаяние — сожаление о соделанном грехе.
  2. Перемена мировоззрения — отказ от системы оправданий себя в грехах.
  3. Получение прощения на исповеди.
  4. Делание доброго дела — в противоположение злому, совершенному в грехе.

В чем состоит истинное покаяние?

Покаяние истинное, по учению святителя Тихона Задонского, состоит в следующем:

  • от прежних грехов мы должны отстать и ими так, как мерзостью, гнушаться;
  • за оные (грехи) жалеть, и Бога умилостивлять, и духовнику исповедаться; от других грехов всячески беречься;
  • оставлять ближнему согрешения, дабы нам самим Бог оставил: аще отпущаете человеком согрешения их (глаголет Христос в Евангелии), отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших;
  • любовь и милость всякому являть, чтобы самим милость получить: блажени милостивии, яко тии помиловани будут;
  • смирять себя: смиряяй себе, вознесется;
  • никого не осуждать, не оклеветать;
  • Богу молиться всегда, чтобы в напасть вражию не впасть: бдите и молитеся да не внидете в напасть, Христос глаголет.

Если покаянием хотим угодить Господу и спасти душу свою, достигнуть свободы от грехов и страстей, мы должны каяться из глубины души: обстоятельно, всесторонне, твердо, охотно, — потому что именно во глубине ее гнездятся и коренятся все грехи наши.

Если будем исповедовать греховное каждый день, с сокрушением и болезнованием сердечным, припоминая все и осуждая себя за все, делом ли сделали что худое, или умом помыслили недоброе, или слово сказали нехорошее, то через это приобретем покаянное и сокрушенное сердце.
Покаяние истинное состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать духовному отцу свои грехи, но и в том, чтобы уже более не возвращаться к ним; и не только не возвращаться к грехам, но и сокрушенным сердцем жалеть о тех, которые были прежде сделаны, и не только жалеть, но и заглаждать их делами, трудами покаяния, и притом такими трудами, которые бы не только равнялись содеянным нами грехам, но и превосходили их.

Кающийся должен читать и узнавать книги христианские, в чем грех состоит и в чем доброе дело, дабы возмог от греха остерегаться и добродетели научиться.
Должно каждодневно вечером обследовать, что доброго и худого сделано тобой, и доброе забывать, а о худом раскаиваться со слезами: не осудил ли кого? не досадил ли кому? не прогневился ли? и тому подобное.

Покаяние надобно не только, когда придешь к духовнику на исповедь, — имей всегдашний залог его в сердце своем, памятуя грехи свои.

(преподобный Макарий Оптинский)

Высказывания святых отцов о необходимости покаяния

Покаяние
Что здесь себя исповедью пристыждаем, тем избавляемся вечного стыда.

Покаяние
Покаяние есть примирение с Господом через совершение добрых дел, противоположных прежним грехам.

Покаяние
Если бы вы знали, что значит покаяние! Через него мы можем получить прощение грехов и сподобиться принять в себя Самого Господа в Святом Причащении! Если бы вы это понимали, то о том только бы и думали, как очистить свою душу.

Покаяние
Мы избегнем адских мучений, если будем чаще размышлять о них с покаянием, то есть оплакивать свои грехи и исправляться.

Покаяние
За смертный грех требуется большее покаяние.

Покаяние
Теперь время покаяния; если кто не покается, тот безумный человек.

Покаяние
Всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти (преподобный Марк Подвижник).

Покаяние
Господь грешника, когда тот исповедает свои согрешения и просит прощения у Него и впредь дает обещание исправления, в тот же час праведным делает.

Покаяние
Бог не помянет грехов, очищенных покаянием (преподобный Исаия Оптинский).

Покаяние

О необходимости и силе покаяния

      "Спаситель, исцеляя расслабленного, сказал: "Чадо, отпущаются ти греси твои". Отпущение грехов есть источник здравия и спасения, награда покаянию, а покаяние есть врачество, уничтожающее грех. Оно дар небесный, чудесная сила, по благодати Божией побеждающая могущество и строгость законов. Оно не отвергает блудника, не гонит от себя любодея, не отвращается пьяницы, не гнушается идолопоклонников, не пренебрегает злоречивыми, не преследует ни хульника, ни гордеца: оно всех пересозидает, ибо оно есть горнило для очищения грехов.
      Рана и лекарство - грех и покаяние. В ране гнилость, в лекарстве очищение от гнилости; во грехе смрад, во грехе бесчестие, во грехе посмеяние; в покаянии надежда, в покаянии свобода, в покаянии очищение греха.
      Не говори мне: "Много согрешил я и как могу спастися?" Ты не можешь, но Господь твой может, и так может, что истребит все согрешения твои. Слушай со вниманием слово мое: Господь твой так истребляет грехи, что не оставляет ни пятна от них, ни следа, но с возвращением здравия дарует тебе благообразие, с освобождением от казни сообщает праведность и согрешившего делает равным несогрешившему. Ибо Он уничтожает грех и производит так, что греха и нет и не было, - так всецело уничтожает Он его. Не остается ни пятна, ни следа, ни вида, ни признака грехов (если ты искренно каешься).
      Итак, обратимся от пути, по которому блуждали мы, ибо придет час, когда кончится позорище света сего и не будет уже времени для подвигов; а как скоро жизнь наша пройдет, тогда нельзя производить куплю. Как скоро театр распущен, нельзя увенчаться. Настоящее время есть время покаяния, будущее - время суда; сие время подвигов, то время венцов; сие время труда, то время успокоения; теперь изнурительная деятельность, тогда вознаграждение.
      Встаньте, умоляю вас, встаньте и охотно послушайте моих советов.
      Жили мы по плоти, станем же наконец, жить и по духу; жили в удовольствиях, решимся пожить и в добродетелях; жили в нерадении, поживем теперь и в покаянии. Что гордишься, земля и пепел? Что надмеваешься ты, о человек? Что высоко поднимаешь чело свое? Что надеешься на славу света, на богатство твое? Пойдем мы с тобой на могилы, прошу тебя, и посмотрим, что там за таинства. Посмотрим, природа наша рассыпалась, кости обнажены, тела сгнили. Если ты мудрец, вникни; если разумный человек, скажи мне, ради Бога, кто там царь и кто простолюдин, кто благородный и кто раб, кто мудрец и кто невежда. Где там красота юности, где приятный взор, где миловидные очи, где изящный нос, где огнистые губы, где красивые ланиты, где светлое чело? Не все ли пепел? Не все ли прах? Не дым ли один остался? Не все ли червь и зловоние? Не все ли смрад?
      Помыслим о сем, братья, представим себе последний день и, пока есть время, обратимся от пути, на коем доселе блуждали.
      Мы искуплены драгоценной Кровью (1 Петр. 1, 18, 19). Для тебя, о человек, Бог явился на земле и не имел, где главу подклонить (Лук. IX, 5-8). Ax, чудо! Судья ведется на суд за осужденных; Жизнь приобщается смерти; Творец заушается от твари; Тот, Кого не могут серафимы зреть, от раба терпит поругание, желчи и оцта вкушает, прободается копьем, во гроб полагается. А ты, человек, не радишь, ты дремлешь и пренебрегаешь! Не знаешь ли, что хотя бы ты пролил всю кровь свою, ты не исполнил бы должного? Ибо инакова Кровь Господа, инакова кровь раба. Предупреди исход души твоей покаянием и обращением, дабы все врачество покаяния не осталось бесполезным для тебя, когда наступит смерть, ибо покаяние имеет силу только на земле - в аду оно бессильно.
      Покаяние отверзает человеку небо, вводит в рай, побеждает дьявола.
      Грешен ты? Не отчаивайся. Каждый день согрешаешь, каждый день приноси покаяние. С обветшалыми домами мы поступаем так, что, когда в них есть гниль, мы гнилые части вынимаем и застраиваем новыми и никогда не перестаем пещися о поддержании оных. То же должны делать и в отношении себя самих: ты сегодня обветшал от греха? Обнови себя покаянием.
      Можно ли, скажешь, покаявшемуся спастись? Совершенно можно.
      "Я всю жизнь провел в грехе; если покаюсь, буду ли спасен?" - "Конечно".
      "Откуда это видно?" - От человеколюбия Господа твоего. Разве я на твое покаяние надеюсь? Разве твое покаяние сильно уничтожить тяжкие пороки? Если бы одно твое покаяние было, ты по справедливости должен бы трепетать: но с покаянием соединяется милосердие Божие, а милосердию Божию нет меры, и словом не можно истолковать благость Его. Имеет меру злоба твоя, но врачество против нее не имеет меры; злоба твоя, какова бы она ни была, есть злоба человеческая, а Божие милосердие неизреченно. Надейся же, что оно превысит злобу твою. Представь себе искру, упавшую в море: может ли она остаться цела или оттуда снова появиться? Что искра в отношении к морю, то и порок в отношении к человеколюбию Божию, да еще и не то же, а гораздо менее. Море, хотя и велико, но имеет пределы, а человеколюбие Божие беспредельно. Это говорю я не для того, чтобы сделать вас нерадивыми, но чтобы возбудить в вас живейшее усердие к покаянию"...

(Из творений св. Иоанна. Златоустого)

Как должно каяться

      Цель говения нашего есть приготовление к неосужденному принятию Св. Христовых Тайн, к принятию Самого Господа, Который говорит: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем. Как Господь есть Пречист, а мы нечисты, то приобщению Св. Пречистых Христовых Тайн предшествует у нас очищение совести и получение всепрощения в таинстве покаяния.
      Кто чист, с тем уже несомненно сообщится Христос Спаситель: Он любообщителен, Сам ищет общения с нами, и если не общится, причина сему наша нечистота. Стало быть, главное в нас дело есть очищение совести и получение прощения в таинстве покаяния. Вот на это и обратим ныне всю свою заботу и попечение.
      Очистится в совести и получит прощение тот, кто как должно покается. Спрашивается теперь: кто же как должно кается?.. Тот, кто познает свои грехи и сознается в них искренне; сознавшись, сокрушается о них и оплакивает их. Сокрушившись же и оплакавши, полагает твердое намерение более не оскорблять Бога своими грехами, и наконец, в сих расположениях смиренно исповедует все грехи свои перед духовником, чтобы получить разрешение в них и явиться к чаше Господней оправданным и чистым перед очами Божиими.
      Итак, озаботьтесь познать свои грехи и сознаться в них. Познать свои грехи - значит сказать, что такой-то и такой грех совершен нами; а сознаться в них - значит осудить себя в них, сказать: "Виноват", не допуская никаких оправданий и извинений. "Согрешил", "виноват" - сии два слова надобно произнести прежде всего и произнести искренно.
      Посмотрите же: в чем и как согрешили вы? Не думаю, чтобы это было трудно. Заповеди ведомы, и совесть есть. Заповедь укажет, что следовало нам делать, а совесть засвидетельствует, сделано ли то нами или нет. Для сего просмотри Заповеди десятисловия и Заповеди о блаженствах и смотри, какая Заповедь нарушена и каких добродетелей недостает в сердце. Как в зеркале чистом, когда в него смотрят с незакрытыми и незапорошенными глазами, видны и малые крапинки на лице, так обнаружатся все наши проступки и грехи в словах, делах и помышлениях, когда заставим совесть свою смотреться в зеркало Заповедей Божиих, в Слове Божием указанных.
      Останется только приложить к сему осуждение себя, сознание своей виновности, и это придет, когда отвергнем всякое оправдание себе ни обстоятельствами жизни, ни родом служения и условием отношений, ни увлечениями, ни неведением, словом, ничем, а сделаем так, чтобы, коль скоро замечен грех, искренно говорить; "Виноват, безответно виноват".
      Сознавши грехи, надобно оплакать их, сокрушаться о том, что они сделаны. Кто искренне сказал: "Виноват", тому недалеко до того, чтобы сказать: "Зачем же все это мной наделано?" Пожалеть о том, устыдить себя, поболеть перед Господом, устрашиться суда Его и беды, ожидающей того, кто останется неоправданным в грехах своих. Недалеко до сего, однако ж и это требует труда над собой, самоуправления и самопринуждения, ибо есть окаменение сердца, по которому, и сознавая грехи, и не имея, чем оправдаться в них, говорят: "Что же такое?" Помяни, сколько раз говорил ты "не буду", "не буду" и все грешил, и еще более и упорнее, чем прежде; помяни, что никто тебя не принуждал; сам по злому нраву своему грешил и оскорблял в лицо Бога, Который все видит, и руку Его, которой Он останавливал тебя, ты отрывал. Помяни смерть, суд, ад; помяни и прочее все, чем надеешься сокрушить упорное сердце свое. Всячески тревожь его, возбуждай и приводи в движение. К сим размышлениям приложи молитву к Господу, чтобы Владыка всяческих дал тебе возобладать над сердцем своим. Что за покаяние, в котором нет печали, сокрушения!
      Вслед за болезнью сердца о грехах придет намерение отстать от них, не оскорблять ими более Господа и не губить себя. А за сим последует самое искреннее исповедание грехов и разрешение их самое действенное. И совершится покаяние воистину спасительное. А то что пользы, если без чувств, со скукой или рассеянием будем стоять на службах, досадуя, что долго тянутся. Время свободное от служб будем проводить в полусне и бездействии, затем холодно проговорим на духу "грешен" про грехи, о которых спросят, и помышления не имея о том, что главной у нас целью должно быть совершенное исправление жизни... Что пользы? Это будет значить исполнить обычай говения, а не говеть во спасение.
      Блюдите, как опасно ходите, тем более в дни сии, когда враг, не искушая грехами, ухитряется делать бесполезными дарованные нам благодатью Божией средства к очищению от грехов и тем продолжить владычество свое над нами.

(Из слова преосвящ. Феофана)

Когда покаяние приводит к уврачеванию наших душевных язв и к полному очищению души.

      Прежде всего "покаяние должно быть совершенно свободное, не как не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближися бо Царство Небесное (Мф. IV, 17), приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать, само ищет вас, вашего свободного расположения".
      Далее: раскаяние должно быть безусловно искренним, без всякого лукавства или самооправдания.
      "Убоимся окамененного нечувствия грехов наших; убоимся гордости своей сердечной, которая говорит: "Не нуждаюсь я в прощении грехов, я не виноват, я не грешен". Или: "Грехи у меня легкие, человеческие". Как будто нужно, чтобы были бесовские; или: "Мне не худо и во грехах моих жить"... Это сатанинская гордость... Восчувствуем глубоко всем сердцем бесчисленные беззакония свои, будем вздыхать о них из глубины души, прольем о них слезы умиления и умилостивим разгневанного Владыку. Не станем нимало оправдывать себя, как фарисеи, лицемеры, ибо не оправдится, сказано, перед Богом всяк живый (Псал. CXLII, 2), а одним только искренним покаянием во грехах можем умилостивить Бога. Оставим равнодушие и холодность, будем духом горящим работать Господу.
      Покаяние должно сопровождаться сокрушением сердца и плачем о грехах. Слезы покаяния всем необходимы, и без них нет спасения. Один святой муж, проходя мимо кладбища со своими учениками и увидав вдову, с воплем и рыданиями проливающую слезы над могилой мужа, сказал своим ученикам: "Как убивается вдова сия на могиле, так нам необходимо убиваться о душе своей, которую мы уморили грехами своими и похоронили на чуждой ей земле мира и похотей плотских".
      Сокрушаясь всем сердцем о своих грехах и проливая слезы покаяния, кающийся должен принести искреннейший обет Богу -разорвать узы, связывающие его с грехом, и исправить свою жизнь. Кающийся должен всей душой возненавидеть грех, возжечь в себе желание противостоять его соблазнам, истребить в себе противление Богу и возжечь желание исполнять Его Заповеди, словом, совершить внутренний переворот, переломить свою волю. "Не просто бо воздержание от злых, - говорит св. Макарий, - очищение есть, но истребление тех из совести, совершенное есть очищение. Вниди ты, кто-либо еси, через возрастающие в тебе выну помышления к военнопленной и рабе греха душе твоей и рассмотри до дна мысли твои, и глубину помышлений исследуй: и узриши в недрах души твоей ползающего и гнездящегося змия, убивающего тебя отравой частей души твоей. Неизмеримая бо бездна есть сердце, но аще убиеши змия сего, похвалися перед Богом о чистоте твоей".
      Подвиг покаяния должен сопровождаться молитвой, и молитва поддержит нас. Когда, ввиду твоей порочности и силы греха над душой овладеет тобой уныние и, Боже упаси, отчаяние в Божием милосердии, скажи от глубины души вместе с Метафрастом: "Знаю, Владыко мой, что беззакония мои превзыдоша главу мою, но безмерно множество щедрот Твоих, неизреченна и милость незлобивой Твоей благодати, и нет греха, побеждающего Твое человеколюбие. Удиви же, Пречудный Царю, Незлобивый Господи, и на мне грешном милости Твоя покажи благости Твоей силу, и яви крепость благопотребного милосердия Твоего, и прими меня, обращающегося к Тебе грешника... Я уповаю на Тебя, Боже мой! Если есть для меня надежда спасения, если человеколюбие Твое без числа превышает множество беззаконий моих, будь мне Спаситель и по щедротам Твоим и милостям Твоим ослаби, остави мне все, в чем я согрешил перед Тобой, ибо множеством зол наполнилась душа моя и нет во мне надежды спасения".
      "Ты грешник, ты постоянно падаешь, научись восставать, позаботься о снискании этой мудрости. Эта мудрость состоит вот в чем: выучи наизусть псалом "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей", внушенный царю и Пророку Давиду Духом Святым, и читай его с искренней верой и упованием; после искреннего раскаяния твоего, выраженного словами царя Давида, тебе тотчас воссияет от Господа прощение грехов и ты ощутишь мир душевных своих сил".
      Приготовившись достойным образом, сознав и оплакав грехи свои, ощутив в себе решимость исправить свою жизнь, христианин должен исповедать грехи свои перед священником. Исповедь, безусловно, необходима для очищения души. "Трудность и болезненную жгучесть операции вынесешь, зато здрав будешь. Это значит, что надо на исповеди без утайки все свои срамные дела духовнику открыть, хотя и больно, и стыдно, позорно, унизительно. В противном случае рана останется неизлеченной и будет болеть, и ныть, и подтачивать душевное здоровье, закваской останется для других душевных немощей или греховных привычек и страстей. Священник - врач духовный; покажи ему раны, не стыдясь, искренно, откровенно, с сыновней доверчивостью: ведь духовник - твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви, за тебя он должен дать ответ Богу. Отчего жизнь наша стала так нечиста, исполнена страстей и греховных навыков? Оттого что весьма многие скрывают свои душевные раны или язвы, оттого они и болят, и раздражаются, и нельзя к ним приложить никакого врачества".
      "Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на страшном суде Христовом. Для того и установлено здесь кроткое судилище покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся через здешнее покаяние, дать непостыдный ответ на страшном суде Христовом".
      Наконец, каждый искренно кающийся и исповедующий грехи свои должен знать, что его покаяние, доставляя ему душевное спокойствие и радость очищения от греха, в то же время составляет предмет радости на небе. "Как тебе приятно бывает, как весело, когда ты найдешь какую-либо потерянную нужную и ценную вещь! Ты готов скакать от радости. Вообрази же, как приятно Отцу Небесному при виде пропадавшего чада Своего - человека-грешника, но нашедшегося, при виде погибавшей и ожившей овцы Своей, при виде утраченной и найденной драхмы Своей, то есть этого живого образа Божия - человека? Невозможно описать этой радости. Радость у Отца Небесного о пропадавшем и нашедшемся блудном сыне Своем так велика, что подвизает к радости все любящее и доброжелательное небо: ибо радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся..."
      "Погибающие братия и сестры! Возвратитесь с пути погибели к Отцу Небесному! Покайтеся, приближи бо ся Царствие Небесное!"

(из книги "Уроки благодатной жизни" по руководству о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского)

Примеры очистительной силы покаяния

      Нет греха, которого бы истинно кающийся грешник не мог загладить покаянием. Сколько мы знаем грешников, через покаяние получивших прощение и помилование!

  • Покаянием мытарь оправдался паче фарисея.
  • За покаяние помилована грешница, омывавшая слезами ноги Спасителя.
  • Покаянием разбойнику отверсты райские двери.
  • Покаянием и горькими слезами Апостол Петр, троекратно отрекшийся от Господа, снова возведен был в звание апостольское.

      Покаянием многие величайшие грешники востекли на путь добродетелей и получили вечное блаженство.

  • Так, преподобная Мария Египетская 17 лет провела в жизни, полной греховных, порочных удовольствий, но, покаявшись, обрела у Господа такую благодать, что переходила реку Иордан как по суху.
  • Один св. священноинок, спасавшийся на горе Олимпе, беседовал с братьями о спасении души. Во время этой беседы к старцу подошел простолюдин, поклонился ему и молча остановился. Старец спросил: "Что тебе нужно?" Простолюдин сказал: "Пришел к твоей святыне исповедать грехи свои, честный отче". Старец сказал: "Говори перед всеми, не стыдись". Тогда простолюдин начал в присутствии всех со слезами исповедовать грехи свои, из которых некоторые столь были тяжки, что неудобно и передавать их. Когда он все рассказал, то поник долу и стоял унылый с сокрушенным сердцем; слезы текли по его ланитам. А между тем старец долго размышлял о чем-то и наконец сказал: "Хочешь ли принять иноческий образ?" "Ей, отче, - отвечал простолюдин, - желаю и даже захватил сюда необходимые при пострижении одежды". После этого старец преподал ему несколько наставлений, облек его в ангельский образ и, отпуская, сказал: "Иди, чадо, с миром и больше к тому не согрешай". Он же, поклонившись до земли, ушел, славя Бога. Монахи всему этому удивились и сказали старцу: "Что это значит, отче? Столько тяжких грехов мы от него слышали сейчас, и ты не дал ему никакого послушания, не наложил на него ни малейшей епитимии!"

      "О, любезные дети, - сказал старец, - неужели вы не видели, что, когда этот простолюдин исповедовал свои грехи, поблиз него стоял страшный муж, лицо которого блистало, как молния, и одежды которого были белы, как снег; он держал в руках хартию грехов каявшегося, и когда простолюдин высказывал мне грехи перед всеми вами, он постепенно из хартии изглаживал их? И если таким образом простил его Бог, то как же я после этого смею давать ему какую бы то ни было епитимию?" Услышав это, монахи ужаснулись и возблагодарили Господа нашего Иисуса Христа, прославили благость и человеколюбие Его и разошлись, дивясь о преславных делах Бога нашего (Пролог).

  • Подобный же рассказ передает и св. Иоанн Лествичник. Он повествует, что во время пребывания его в одном общежительном монастыре, близ Александрии, пришел в этот монастырь для покаяния и пострижения в монашество разбойник. Великий отец, игумен монастыря, повелел учинить ему исповедание грехов своих при собрании всего братства в церкви. Когда разбойник исполнил это с горячей ревностью и самоотвержением, то игумен облек его немедленно в схиму. Святой Иоанн спросил наедине святого игумена, почему он постриг разбойника так скоро? Игумен привел в причину то, что разбойник сподобился исповедью полного отпущения грехов. "И не неверуй этому, - присовокупил он, - потому что один из присутствовавших тут братий уверял меня, говоря: "Я видел некоего страшного, державшего исписанную хартию и трость; и когда исповедавшийся произносил свой грех, тот страшный изглаждал этот грех на хартии тростью, и по справедливости, ибо говорит Писание: рех, исповем беззаконие мое, Господеви, и Ты оставил ecu нечестие сердца моего" (Псал. XXXI, ст. 1). ("Лествица", Слово 4).Если искренно раскаяние христианина, если твердо он решится изменить свой греховный образ жизни, то никакие грехи не воспрепятствуют милосердию Божию даровать ему прощение и Свою спасительную помощь. Св. Исаак Сирин говорит о сем следующее: "Что горсть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с Божиим Промыслом и Божией милостью. И как обильный источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей" (Слово 89). Если ты, возлюбленный собрат, все еще недостаточно воодушевился надеждой на милосердие Божие, если ты все еще колеблешься от смущения твоей омраченной грехами совести, то узнай, что Господь великих, но кающихся грешников наравне с праведниками не лишает и особенных даров Своей благости. Вот один из множества примеров этого рода. Преподобный отец Давид был сначала разбойником и сделал столько зла, "яко ин никтоже". Однажды, отдыхая на горе вместе со своими сотоварищами и размышляя о своем прошлом, он пришел в ужас и тут же решился раскаяться и посвятить все остальные дни свои на служение Богу. Оставив своих сообщников, он пришел в монастырь и просил игумена принять его в число братии. Думая, что по преклонным своим летам Давид не вынесет монашеских подвигов, игумен сначала отказал в просьбе. Огорченный этим, Давид воскликнул: "Да знаешь ли ты, отче, кто я? Я атаман разбойников. Если ты не примешь меня, я снова примусь за свои дела, приведу своих товарищей, разорю монастырь и никого из вас не оставлю в живых". Услышав такие страшные слова, игумен не медлил более и постриг Давида. Тогда "нача Давид подвизатися воздержанием, удерживати себе смирением. И всех преспе, иже в монастыре, седмь-десят черноризцев". Однажды, когда Давид сидел в своей келье, ему предстал Ангел и сказал: "Давиде, Господь простил тебе грехи твои и отныне ты будешь творить чудеса". И действительно, Давид после этого совершал силой Божией великие чудесные дела на пользу ближним (Пролог, сентября 6 и 18).

      Итак, пусть всякий из православных христиан будет уверен, что и для него есть несомненная надежда на спасение, если только он искренно раскается и всей душой возненавидит свои грехи. Не хотя смерти грешника, а всегда желая, "еже обратитися и живу быти ему", Господь никогда не оставляет кающегося без Своей помощи, но подает ему "вся божественныя силы, яже к животу и благочестию" (1 Петр. I, 3). "Бог, несомненно, к Нему приходящих отнюдь не оставляет ниспасти, - говорит преп. Симеон, - но изнемогающих видя, содействует, и помогает, и к Себе обращает. Содействует же яве и неяве, ведомо и неведомо, дондеже и на всю возшедше лествицу к Нему приближатся" (Деят. богосл., гл. XCIV).


 После смерти нет покаяния

      "Видиши, что всему свое время определено, якоже глаголет Екклесиаст: всем время и время всякой вещи под небесем (Еккл. III, 1). Птицы в свое время гнезда строют и детей плодят; скоты и звери в свое время сходятся и рождают; рыбы также в свое время; древы и травы в свое время одеваются листвою, цветут и прозябают плоды; земледельцы в свое время орут, сеют и собирают плоды: всякой вещи свое время определил Создатель Бог наш.
      Сим научаемся, что и нам Бог время свое определил к исканию вечного спасения. Время сие есть настоящее время, дондеже днесь нарицается, дондеже в мире сем находимся, дондеже живем и путники есмы. Сие время определено нам к исканию спасения, которое Христос, Сын Божий, Кровью Своей заслужил. Откуда сие время уподобляется в Писании времени сеяния: еже сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал. VI, 7, 8)... Будет время, когда никто не получит того, хотя со слезами и воздыханием поищет. Как и земледельцы несмысленные, пропустивши время удобное, хотя и сеют, но погубляют семя, яко не в то время, когда должно, сеют, так и несмысленые грешники будут некогда искать спасения, но не получат того, яко тогда будет время суда, а не покаяния.
      Ныне время сеять, искать, просить, толкать в двери милосердия Божия, когда Бог обещал услышать и помогать: и слушает и помогает. Глаголет бо: во время благоприятно послушал тебе и в день спасения помогал ти. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2 Кор. VI, 2). Ныне всяк просяй приемлем, и ищай обретает, и толкущему отверзется, глаголет Христос (Мф. VII, 8). Тогда того не будет.
      "Я де при смерти могу покаяться", - отвечает иной. Можешь с таким покаянием и в ад пойти. О, человече, тогда ли хочешь каяться, когда время предстает покаяния и наступает время суда и истязания? Тогда ли хочешь к Богу обратиться, когда Бог тебя к ответу зовет? Тогда ли хочешь искать, когда время уже уходит? Бесспорно, что должно и при смерти каяться, наипаче и молиться, и Бога с усердием призывать, яко тогда наипаче подвиг великой души бывает; но до смерти отлагать покаяние есть прелесть ума, нерадение о спасении и кознь дьявола, который таковую мысль в сердце человека влагает и научает Закон Божий бесстрашием нарушать, Бога прогневлять и покаяние день ото дня отлагать, чтобы так человека лестно погубить. Сего ради, когда хочешь блаженно умереть, таков ныне будь, каков быть при смерти желаешь. Рассуждай о мирских вещах, чести, славе, богатстве и роскоши ныне так, как умирающие рассуждают, которые все тогда оставляют.
      Берегись греха, и о сделанном жалей ныне так, как тогда берегутся и жалеют. Хочешь тогда отпущение грехов от Бога во Имя Христово получить - ныне о том старайся. Хочешь милость у Бога тогда получить - ныне той ищи.
      Но кто милость у Милостивого Бога хочет получить, тот перестает Бога прогневлять и о прежнем бесстрашии жалеет. Тот же перестает Его прогневлять, кто перестает грешить и плоды покаяния творит.
      Рассуждай сие, грешная душа, и внимай, что Предтеча сказал: уже секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо (Мф. III, 10). Видишь, куда грешники, не творящие плодов покаяния, определяются: посекаются, как древеса бесплодные, секирой суда Божия и в огонь вечный, как дрова, ввергаются".

(Из творений св. Тихона Задонского)

      Яндекс.Метрика