^Наверх
Get Adobe Flash player

Православный календарь

Православные новости

Советы батюшки

301. Что делать при соблазне?

При соблазнах напоминай себе почаще смерть, Страшный суд и муку вечную (старец Адриан Югский).

302. Что лучше: правило молитвенное читать или ближнему помочь?

Нарушающий молитвенное правило под предлогом услуги, в коей иногда и не нуждаются, как теплый изблюется из уст Божиих. Все хорошо в свое время, в своем месте, а если ты в угоду другим каждодневно будешь оставлять правило или вычитывать его кое-как, то, право, плохо тебе будет после. Держись царского (среднего) пути Потребуют от тебя в часы молитвы услуги, оставь молитву и служи брату, сестре, как Христу, а не потребуют, сама не навязывайся (архиеп. Герасим Астраханский).

303. Что делать больному?

Больному хорошо читать (или слушать) божественные книги, чтобы не заниматься пустыми мыслями.

304. Как можно делать духовную милостыню?

Пример сего представляет старец Адриан Югский, который благословлял потрудиться для монастыря, а иных заставлял писать молитвы, житие святого угодника, цветы райские. Написанное старец раздавал своим близким и приходящим отовсюду богомольцам.

305. Как раздавать втайне милостыню?

В книге подвижников благочестия мы читаем, что некоторая старица раздавала милостыню тайно, говоря при этом: "Вот такая-то просила меня передать тебе!" Причем она спала на камне, прикрытом плохим ковром.

306. Всегда ли можно говорить правду?

Кто промолчит, зная правду, подобен лжесвидетелю. Но о правде следует молчать, если она приносит несчастье.

307. Как относиться к неверам?

О них жалеть и молиться надобно. Надобно желать, чтобы они познали истину, и изыскивать случаи намекнуть им о ней; а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный, — и довольно (свт. Феофан Затворник).

308. Как должно относиться к услугам других?

Всякую услугу старец Леонид любил отплачивать или взаимной услугой, или подарком.

309. Образование мирское приближает ли к Богу?

Образованность мирская не сообщает совершенств духовных.

310. Как относиться к мудрым народным поговоркам?

Есть одна весьма мудрая поговорка: не надобно пренебрегать и народными пословицами, когда они заключают в себе какую-нибудь здравую мысль (свт. Иоанн Златоуст).

Близ пчелки — в меду, а близ жучка — в навозе.

Казенное добро страхом ограждено.

Не стыдись спрашивать, стыдись оставаться невеждой.

Кто (духовное) читает, тот приобретает.

Дуракам и пьяным — дорогу уступай.

Не откладывай на завтра, что можно сделать сегодня.

Продай хоть ржи, а долгу не держи.

На тебе, Боже, что нам не гоже (о тех, кто отдает Богу дряхлую старость, а молодость проводит для себя, или если отдают Богу в дар худое, а себе оставляют хорошее).

Без спроса взял, да не сказал — что украл.

За худым пойдешь — худое и найдешь.

Тот себе вредит, кто часто в рюмку глядит.

Гнило слово от гнила сердца.

Не все слушай, иное и мимо ушей пускай.

Старых почитай, младых поучай.

Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто добру научил.

Кто табак нюхает да курит, тот Святого Духа из себя выкуривает.

Кто всуе Бога призывает, тот всуе свой век проживает.

Близко церковь, да далеко от Бога (о тех, кто в церковь не ходит)

Удавился (или опился), так сатане обручился.

За упокойной трапезой ничего хмельного не подают.

Кайся, кайся, да опять за то же не принимайся.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Не оставляй отца и матери на старости — и Бог тебя не оставит

Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.

Кто добрых людей не слушает, тот Богу спорник.

Доброе слово лучше всякого пирога.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Говори с другими поменьше, а с Богом побольше.

Много на свете умных, да добрых мало.

311. Какие искусства пустые?

Искусства пустые: играть на гуслях или свирели (то есть на инструментах), плясать или танцевать, балет и т. п. И подлинно, по слову апостольскому (Флп. 3:19): Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.

312. Должно ли открывать сердце свое всем и принимать к себе всех?

Тайны спасения повергать пред всяким без разбора и принимать одинаково всех, даже не имеющих ни чистой жизни, ни разума духовного и точного, походит на то же, что и в нечистый сосуд вливать многоценное миро (свт. Василий Великий).

313. Должно ли трудиться до изнурения?

Изнурение себя — это другая крайность, противоположная лености. Поэтому не изнуряй тела своего, чтобы не впасть в болезни и немощи (старец Лука Глинский).

314. Для чего даются епитимии исповедникам?

Чтобы виновному не отвечать в загробной жизни, ему дают епитимию.

315. Какая самая первая наука?

Наука самопознания охраняет нас от грехов. Она самая первая из всех наук, ибо без нее все науки теряют всякое значение. Не напрасно старцы говорят: "Познай себя — познаешь и Бога". Должно наблюдать за своими мыслями и движениями сердца.

316. Что означает "быть глухим, слепым и немым"?

Быть глухим — это значит быть глухим ко всему, что не полезно для души и не созидает спасения. Быть немым — это значит быть немым к злословию, осуждению и обидам. Быть слепым — это значит не обращать внимания на то, что вокруг делается, если оно не может служить к назиданию.

317. Кого Священное Писание называет мудрым?

Священное Писание называет мудрыми слушающих советы, хотя они и не мудры у людей (Притч. 12: 15).

318. Хорошо ли молиться за подвижников, на земле еще не прославленных?

Приятна. Богу молитва об усопших Его угодниках. Наша молитва ходатайствует им большую славу и вызывает их молиться за нас пред Господом.

319. Почему большое значение в деле спасения имеет рассуждение?

Когда нет духовного рассуждения, то всякое добро-делание подвергается опасности быть безплодным для нашего спасения. Или человек берется за подвиг выше меры своих духовных сил; или берется за дело, которое не нужно, и не делает того, что нужнее и полезнее, или делает нужное не так, как бы подобало, или вовсе не замечает, как под его доброе дело подкрадывается враг и окрадывает его тщеславием, корыстолюбием и самомнением.

320. Как должно стоять на молитве?

Должно вставать на молитву, не расслабляясь телом, не переступая с ноги на ногу и не прислоняясь к стене или столбу. Но руки должно держать прилично сложенными, ногами стоять ровно и неподвижно, голову не обращать на ту или другую сторону, а держать несколько наклоненной, умом не рассеиваться и мыслями не любопытствовать или отвлекаться ленивыми, которые беседуют друг с другом и шепчут, а всячески удерживать от рассеянности очи и душу, внимая словам молитвы так, чтобы ни одного в ней слова не пропустить праздно. Ибо если ты приучишь себя так поступать в сем деле, то преуспеешь вскоре и достигнешь в мужа совершенна. По окончании славословия тотчас не начинай разговоров с тем или другим. Храни молчание и от всех удаляйся. Молчание же храни с такой мыслью: "Что я могу сказать хорошего, будучи нечист весь и несмыслен и даже не достоин того, чтобы говорить или слышать что-либо, или считаться в числе людей" (преп. Симеон Новый Богослов).

321. Зачем нужны епитимии?

Господь велел прокаженному все исполнить по закону. Это вот что: по исповеди, надо брать епитимию, верно ее исполнять; в ней сокрыта великая предохранительная сила.

322. Каким радостям не должно радоваться?

Должно испытывать и поверять и различать виды радости. Ленивый работник бросил работу — и рад, что настал праздник: он радуется своей лености, а не Господу; легкомысленная женщина оделась праздничным убранством — и с удовольствием начинает праздничный день: она радуется своей суете, а не Господу; ядца и пийца видит или воображает праздничные пиршества — и весел заранее: он радуется своему чреву, а не Господу.

323. Какие вопросы душевредны?

Как велик Бог? Какая мера Его? Каков Он в сущности? Подобные вопросы опасны для вопрошающего и затруднительны для вопрошаемого. Лучшее обращение с ними — молчание (свт. Василий Великий).

324. Как смотреть на человека, довольного своей жизнью?

Если замечаешь, что какой-то человек не жалуется на свою судьбу, как бы тяжела она ни. была, будь уверен — он носит в себе Бога.

325. Какие люди не обижаются на замечания?

Только два рода людей не оскорбляются замечанием или советом: люди святые и люди, постоянно стремящиеся к святости.

326. Какое доброе дело совершеннее и какой грех тяжелее?

Всякое доброе дело тем лучше и совершеннее бывает, чем с большей делается напряженностью душевных сил, а грех тяжелее тот, который делается с обдуманным намерением, нежели допускаемый по легкомысленности или слабости.

327. Кто хранит святые книги к своей погибели?

Некоторые с такою бережливостью хранят свои книги, что никому не дают их читать, даже и прикасаться к ним не позволяют, потому всегда и во всем остаются без пользы; от чего бы можно им приобретать приращение в терпении и любви, в том они находят случай к нетерпеливости и своей погибели.

328. Как должно относиться к прибыли и к потери вещей?

О получении какой-нибудь вещи должно не радоваться и о потере не печалиться.

329. Есть ли воля Божия, когда выбирают на должность?

Если человек куда-либо сам не стремится, но его выбирают на какую-либо должность, значит на это есть воля Божия и Господь поможет.

330. Когда должно прибегать к телесным трудам при занятии духовными?

Вообще в телесных трудах можно упражняться только в случае изнеможения душевных сил от продолжительных умственных занятий, для того только, чтобы не быть в праздности.

331. Когда отымется благодать Святого Духа?

Приими сию примету и будешь знать: когда отымется благодать Святого Духа, тогда будут творить бдения и литургии вскачь по большой дороге, как то и ныне на Западе… Будут взаимно посылать послания и получать послания разнообразного содержания и по различным предметам, то есть монашествующие вдадутся в литературу, в исследование научных и политических вопросов, расположение же их всецело обратится от духовных благ к суете (св. Нил Мироточивый).

332. Как смотреть на сокращенную и торопливую службу?

По своему великому безчувствию нынешние люди сократили богослужение… Службы ваши никуда не годны по торопливости. Как гнилая доска полезна столяру, так пользует и торопливая служба. Насколько поломанная игла потребна портному, настолько и торопливая литургия пользует иерея (св. Нил Мироточивый).

333. Какие три добродетели особенно важные в монашестве?

Важная добродетель — нестяжательность; важнее ее — целомудрие; а еще важнее этих обеих — послушание. Ибо первая властвует над вещами, вторая — над плотью, а третья — над духом.

334. Должно ли отказываться от неподходящих предложений?

Матушку Рахиль уговаривали выпить вина, а она отказалась. Так и вы отказывайтесь от неподходящих предложений, хотя они и будут исходить от важных особ.

335. Какой угоднее Богу человек: согрешающий и кающийся или негрешащий и некающийся?

"Для меня приятнее, — сказал преп. Пимен Великий, — человек согрешающий и кающийся, нежели негрешащий и некающийся: первый, признавая себя грешником, имеет мысль благую; второй, признавая себя праведником, имеет мысль ложную".

336. Когда можно сократить молитвенное правило?

Препятствия к совершению правила разные: приключившееся сильное недомогание или большое физическое переутомление, случайный посетитель, неудобства в пути и разные другие помехи, стоящие внимания. При всех таких затруднениях нужно сознательно сократить правило до возможного к выполнению (с самоукорением). В то же время должно и опасаться поблажки себе, чтобы совесть не могла попрекнуть в том, что мог сделать больше и не сделал.

337. Как можно делать милость любому из людей?

Дать другому радость, улыбку, счастье — это во всякое время может раздавать самый беднейший из людей.

338. Как смотреть на новшества?

От новшеств возникают обыкновенно различные ереси и расколы, от каковых да сохранит Христос всех, правильно в Него верующих (преп. Паисий Величковский).

339. Как надо относиться к вредным людям?

Вредных людей надобно выгонять из общества.

340. Как проводить праздники Божии?

Праздники отправляйте духовно, а не по-мирскому, то есть не занимайтесь в такое время празднословием, шутками и смехом: праздник есть освящение и просвещение души, которое должно происходить от молчания, молитвы и чтения священных книг {преп. Симеон Новый Богослов).

341. Какую добродетель важно приобрести?

Более всего Господь испытывает у нас боголюбие, так как, любя Бога, легко преуспевать во всех добродетелях; ибо ради любви к Богу мы терпим все, исполняем послушание, соблюдаем чистоту и делаем всякое доброе дело.

342. Хорошо ли ходить и читать Псалтирь по усопшим?

Дело доброе читать по усопшим Псалтирь, но не по всем усопшим должно читать его. Нельзя читать: по самоубийцам, опившимся и отравившимся от алкоголя, по неверующим, по некрещеным и инаковерующим.

343. Можно ли вычитывать молитвенное правило во время службы в церкви и работать, когда идет служба?

Вычитывать правило во время службы — злая привычка… Когда протоиерей Александр Горский (подвижник благочестия) застал студентов во время службы за работой, то сказал им, что сделанное во время службы впрок не пойдет, как такое, на котором нет Божия благословения.

344. Во время молитвы можно ли останавливаться на мыслях духовных или полезных делах?

Во время молитвы должно противиться не только суетным помыслам, а и всяким мыслям, даже о духовных и полезных делах, когда мысли эти приходят безвременно, но углубляться и принуждать себя к чтению молитвы и богомыслию.

345. Как прийти в мирное устроение?

На всякий грех есть покаяние. Согрешил — покайся, опять согрешил — опять покайся, и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение.

346. Как должно пересказывать слышанное?

Если будешь пересказывать, то надо передавать очень точно, правдиво, без малейших прикрас и переделок. Правда должна быть чистой.

347. Вопрос. Как разумно читать письма?

Некоторый иеросхимонах получал письма и вот, что он говорил: "Пишут много лишних слов, лишних переживаний; если все перечитывать и во все это входить, — совсем потеряешь мирное устроение; тот сказал то, другой иное". И он духовное прочитывал, и вопросы, и исповедь, а остальное откладывал в сторону.

348. Что еще надо знать о молитве?

На молитве надо не только просить: "Господи, помилуй, помоги", — надо и постоянно благодарить, и уметь славословить Господа — тогда будет мир на душе.

349. Как должно беседовать?

Важно в беседе охранять свои чувства через внутреннюю молитву, чтобы беседа с мирскими людьми не влияла на внутреннее устроение.

350. О чем надобно помнить священникам?

Священникам надо почаще каяться. Людей исповедуем часто, а сами не каемся. Хорошо, если есть возможность каждый день исповедать, что есть на совести(схиигум. Андроник).

351. Через что освящается дом?

Дом освящается через иконы. Иконы во всех комнатах квартиры являются постоянными знаками полученного домом освящения. Но грешно, когда перед ними играет музыка.

352. С какого возраста необходимо духовно развивать ребенка?

Уже грудного ребенка хорошо подносить к иконам. В духовном отношении самые ранние годы очень важны для развития ребенка. Сюда можно отнести частое причащение, ношение в храм ребенка, благословение священническое и родительское, окропление святой водой, моление о ребенке, духовные беседы с ним и при нем.

353. Как смотреть на общую семейную молитву?

Совместная молитва имеет большое значение: она соединяет всю семью, сближает ее. Сам Господь сказал (Мф. 18: 20) …где двое или трое собраны во имя Моем там Я посреди них. Посему хорошо завести обычай, чтобы вся семья собиралась вместе в комнате перед иконами для того, чтобы начинать и заканчивать день молитвой. Во время общей семейной молитвы можно разделить чтение молитвы среди членов семьи. Хорошо также включить молитву Иисусову в наше молитвенное правило. К молитве надо приступать с чувством своего недостоинства: "Недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что весьма грешен".

354. О чем хорошо вспоминать во время суеты?

Среди суеты хорошо вспоминать слова Евангелия (Мф. 16: 26): …какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

355. Когда очищается душа?

Тогда душа очищается, когда терпит скорби ради Бога (свт. Иоанн Златоуст).

356. Когда расслабляется душа?

Слух, услаждаемый музыкой, игрой на флейте, часто расслабляет душу; так же действуют и ноздри при ощущении благовония (от духов, одеколона и т. п.) — прельщают сердце и увлекают к удовольствию (свт. Иоанн Златоуст).

357. Когда следует покрывать недостатки ближних и когда не следует?

Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда; а если уже недостатки эти сами начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию (преп. Иосиф Оптинский).

358. Скучаю в земной жизни.

Наскучила тебе жизнь земная? А ты забыла, что в загробной жизни грешных людей ждет? Ведь там в миллион раз труднее и скорбнее, чем на земле, а в рай Божий кое-как живущих тут не впустят (преп. Иосиф Оптинский).

359. Насколько опасен грех осуждения?

Ты пишешь, что осуждаешь. Но ведь за это труды и подвиги все пропадут (преп. Иосиф Оптинский).

360. Всегда ли должно просить прощения?

Пишете, что у Смирницкой просили прощения, а она и говорит: "Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения". В таком случае советую вам ей не кланяться и не просить у нее прощения (или если с насмешкой относятся, когда просишь; или не прощают, хотя просишь), ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такой молитвою: "Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою (имя), и ради ее святых молитв помилуй и меня грешную". Затем мысленно простите ей, чем она вас обидела (преп. Иосиф Оптинский).

361. Что в человеке сильнее всего действует к худому?

Сильнее всего в человеке действует противоречие. По своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а скажи ему легкое что сделать, то сейчас же расстроится. А надо слушаться, хотя и не так кажется (преп. Иосиф Оптинский).

362. Кто больше угождает Богу: тот, кто обращается с вопросами, за советами к духовному отцу или старцу или кто не обращается?

Батюшка Иосиф Оптинский говорил, что обращающийся к старцу, хотя и слабо ведет свою жизнь, но все-таки крепче стоит, чем живущий без управления.

363. Встречается человек, по-видимому, прозорливый, а между тем чувствуется в нем что-то не то; как узнать, от Бога ли его прозорливость?

"Узнавать таких людей нужно по смирению, — отвечал преп. Иосиф Оптинский, — потому что враг прозорливость может дать человеку, а смирения никогда не дает: оно палит его самого".

364. На кого злой дух действует сам или через колдунов, или своих людей?

Хотя человекоубийца злой дух связан узами веемогущества Божия и ничего не может против тех, кто пребывает под сенью благодати Христовой, но на тех, кои своим неверием и нечестием уклоняются из-под сего святого покрова, отверзают ему дверь (Особенно, прибегая к колдунам, экстрасенсам, гипнотизерам, современным лечителям (Прим. сост.).) в свое сердце, на сих несчастных людей дух злобы получает возможность действовать прямо и непосредственно, вдыхая в них от своей полноты зла хульные мысли, зловредные похоти и богопротивные замыслы (архиеп. Иннокентий Херсонский).

365. Как смотреть на сладости мира?

Они губят в человеке духовную жизнь.

366. Что лучше: не делать — или делать с ропотом?

Лучше есть ничтоже делати, нежели с роптанием (из книги "Альфа и Омега").

367. Какое есть предсказание об уединении?

В последнем роде уединение вельми оскудеет… (вероятно, из-за телевизора и приемника)… безмолвное житие всех жительств честнейшее уставися. В нем (в безмолвии) множество святых угодили Господу (из книги "Альфа и Омега").

368. Чему Господь радуется?

Господь радуется, когда ради Его тленное оставляют, тленная же суть не точию богатства и вещи, но и всяка сласть и наслаждение греха (из книги "Альфа и Омега").

369. Во всем ли подобает слушать родителей?

Во всем, в чем нет греха. Аще ли против заповедей Божиих повелевают, непослушати (из книги "Альфа и Омега").

370. Должно ли удаляться от ропщущих?

Уклоняйся, возлюбленный, от ропщущих, да не погибель души своей понесеши (из книги "Альфа и Омега").

371. От чего бывает ночное осквернение?

Соблажнение во сне от многих причин (вин) бывает:

1) о еже осуждати искреннего, еже есть вельми грешно; 2) от высокоумия и гордости, и то тако же грешно; 3) от многоядения и пития, тому же прилично; 4) от естества, се не грешно, но обаче скверна именуется; 5) от слабости телесные и болезни некия; 6) от зависти бесовския. Сия убо разделяются рассудительными отцы и правилом (от осквернения) очищаются. И в той день во святой алтарь не входити, ни Дары брати, ни икон целовати (из книги "Альфа и Омега").

372. Какой скорби боятся бесы?

Боятся бесы скорбения о грехах, якоже татие (воры) псов (из книги "Альфа и Омега").

373. Какой вред приносит уныние и как избавиться от него?

Уныние помрачает ум, ходатайствует малодушие, яко от сюду страх и хульный помысл. Избавляется человек от уныния через усердную, со слезами и стенаниями, молитву, которая изгоняет дух уныния из келлии (из книги "Альфа и Омега").

374. Как избежать пустых и худых мыслей?

Врачевство помыслам — память смертная и мучения будущего века (из книги "Альфа и Омега").

375. Должно ли каяться в худых мыслях?

Подобает же зело блюстися от нечистых помысл и покаяние о них имети, безпрестанни бо ими пред Богом согрешаем. Владыко Господь, прости мне, что я помыслил противное воле Твоей в ведении или неведении, ибо Твоя есть милость во веки (из книги "Альфа и Омега").

376. Как приобрести плач по Богу?

Рекоша святии скитские отцы: аще хощеши имети плач, возлюби нищету и смирение и не имей добрых вещей в келлии твоей, и поминай суд и смерть (из книги "Альфа и Омега").

377. Чему особенно радуется Бог?

Ничтоже тако веселит Бога, яко есть не быти памятозлобну, сие грехи оставляет (свт. Иоанн Златоуст).

378. Всякое ли единомыслие угодно Богу?

Должно знать, что не каждое единомыслие полезно; только то, которое по воле Божией… А святые отцы правилами под анафему ставили, предостерегая православных, чтобы с иноверными единости не имели (из книги "Альфа и Омега").

379. Какой грех уничтожает все добродетели и труды?

Знай, что немудрые евангельские девы все исполнили: девство, пост, воздержание, бдение, псалмопение, долулегание, сухоядение, молитву, неумовение, труд и подвиги многие. Одно же немилосердие все сказанные добродетели уничтожило.

380. Как определить людей мирских?

Зрелища, забавы, гульбища, увеселения — страсть людей легкомысленных и праздных.

381. Какая цель у врага нашего спасения?

Враг нашего спасения единственно тем и занимается, что всеми способами старается отвлечь нас от Бога и забрать, убить наше время. Он-то знает истинную его цену… Он непрестанно наблюдает за нашим умом, чтобы не пришел он в согласие с Богом… он закрывает будущее (вечность) и память о смерти… и чтобы мы не возлюбили горнего {преп. Ефрем Сирин).

382. Что главное в жизни?

Главное дело в жизни — молитва, а все остальное — дела второстепенные {свт. Григорий Богослов).

383. Можно ли приобрести добродетель без препятствия?

Не думай приобрести себе какой-либо добродетели. без скорби и болезни души (свт. Феофан Затворник).

384. Как смотреть на покой плоти и наслаждение?

Покой и упоение есть дело самое ненавистное Богу (свт. Феофан Затворник).

385. Что главное на пути спасения?

Главное — это наполнить свою душу небесными (а не мирскими) истинами и понятиями, — они проникнут в сердце и привлекут желания, а там и все существо устремят к небу и всему небесному.

386. Большое ли значение имеет умеренность в жизни ко всему?

Добродетельное житие не в том, чтобы не есть, не спать, не признавать покоя, но в том, чтобы делать все в меру и в своем месте (преп. Феодор Студит).

387. Кого лишит Царствия Небесного Спаситель Судия?

Тех, кто сами его присвоили себе, будучи без духа Христова (свт. Феофан Затворник).

388. Какова будет тяжесть мучения?

Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля его не вынесут основания вселенной (преп. Ефрем Сирин).

389. Как смотреть на тех людей, которые хотят устранить от себя скорби, бывающие помимо их воли?

Жесток путь для уклоняющихся. Желающий отклонить от себя скорбный путь действует против своего спасения, разрушая порядок и способ спасения, установленный Богом для всех рабов Его.

390. Какой мысли ищет у нас Господь?

Тщательно Бог взирает на мысль твою… и усматривает, как ты взыскиваешь Его: от всея ли души или с небрежением и леностью; и если от души, только тогда уготовляет тебе победу.

391. Как надо переносить скорби?

Надо охотно переносить скорби (преп. Макарий Великий).

392. Как приобрести нелюбовь к миру?

Размысли, что жизнь ничего не имеет в себе, кроме слез, укоризны, злословия, лености, трудов, болезни, старости, греха и смерти — и не возлюбишь мира (преп. Ефрем Сирин).

393. Какая разница между согрешившим мысленно и согрешившим делом пред другими?

Помысливший ответит за себя одного, а сделавший — за соблазнившихся и подражавших ответит (преп. Ефрем Сирин).

394. Как смотреть на тех, кто ленится ходить в храм Божий?

Кто ленится песнословить и прославлять Господа — тот чужд будущей жизни (преп. Ефрем Сирин).

395. Добро, сделанное недобро, есть ли добро?

Благо, приобретенное через грех, обращается в проклятие приобретшему (преп. Ефрем Сирин).

396. Надо ли смотреть на дух времени?

Обрати внимание, какое теперь время, и это научит, нас тому, что нам делать. Архиепископ Никон Вологодский писал: "Дух времени пытается заставить нас войти в сделку с совестью, делать уступку за уступкой против Закона Божия, Церкви, религии".

397. Что бывает от бесед?

От бесед — многоядение, рассеянность и расслабление ума (св. Исаак Сирин).

398. За что Бог оставляет заботу о человеке?

Бог оставляет попечение за то, что ум останавливается в помысле (о своих заслугах) (св. Исаак Сирин).

399. Как смотреть на тех людей, которые грехи свои почитают малыми?

Тот, кто грехи свои почитает малыми, тот понесет семикратное наказание и сделается хуже прежнего (св. Исаак Сирин).

400. Когда враг спасения уловляет нас знаниями?

Враг уловляет нашими знаниями, когда доверяем им (а не спрашиваем духовно опытных) (св. Исаак Сирин).

      Яндекс.Метрика