^Наверх
Get Adobe Flash player

Православный календарь

Православные новости

Вера без дел мертва

Им нужна Ваша помощь. 
Внеси посильный вклад.
Прими участие в благом деле.

Встреча с Богом

С Божией помощью вышла в свет книга "Встречам быть" А.Скороход.

Поучительные истории

Прочитать описание и приобрести книгу

Православные сайты

Советы батюшки

1301. Я знаю, что один из знакомых мне священников ведет недостойный образ жизни. Стоит ли причащаться, когда он служит литургию, или лучше отложить? То же касается освящения воды и других священнодействий.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что благодать действует и через недостойных священников.

1302. Можно ли воображать на молитве Господа, святых? Можно ли возбуждать в себе желание увидеть Ангелов или ощутить страдания Иисуса Христа?

Воображать Господа запрещают многие святые отцы, в частности, преп. Симеон Новый Богослов и свт. Феофан Затворник. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит о трех образах молитвы, и молитва с воображением не разрешается как молитва прелести.

1303. Что такое «прелесть»?

Каждый человек при своей немощной, греховной природе в большей или меньшей степени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, — вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях, — опять прелесть. Принял похвалу, усладился ею — и это прелесть.

Святые отцы различают два рода духовной прелести в ее крайнем развитии. Первый вид — это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Матерь Божию, Ангелов, духов и считает себя достойным таких видений.

Второй род прелести — это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется мнением. Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека, то есть на том самом грехе, коим пал первый ангел. Вот почему сатана так стремится вовлечь в духовную гордость всех рабов Божиих.

Да, желающим проходить духовную жизнь крайне нужно остерегаться прелести. Следует при этом помнить, что прелесть начинается часто незаметно для себя самого, не дай Бог возомнить о себе что либо высокое, что ты, например, отличаешься от других, что на твои подвиги удивляются, что ты влияешь на людей и т. п. Чтобы избежать духовной прелести, надо твердо помнить, что только покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим, создает в нас здравое, духовное настроение, а также постоянное общение с духовным отцом по поводу духовной жизни спасает нас.

Еще старцы говорят: прелесть всегда встречается первоначально некоторым сомнением сердца, не сомневаются в ней только те, которыми она решительно возобладала. Никогда прелесть не наставляет на покаяние, не умаляет человека пред самим собою; напротив того, приводит в движение кровь, приносит человеку какое-то безвкусное ядовитое наслаждение, тонко льстит ему, внушает самомнение, устанавливает в душе идол собственного «я».

1304. Является ли для православного христианина грехом, если он застраховывает свою жизнь и имущество?

О страховании жизни не могу дать совета, — пишет преп. Амвросий Оптинский, — нигде о сем не читал в Священных книгах. Это дело не моего ума, а только здесь проявляется неверие в Промысл Божий и наше умствование искусственным образом обезпечивать себя или семейство. Я не могу воспрещать, но не могу и совета давать, а паче благословения. У нас есть лучшее средство к обезпечению — заповедь Божия: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам.

1305. Как относиться к сбору пожертвований на восстановление храмов и монастырей в метро, в общественных местах не религиозного назначения?

Средне.

1306. Что делать в случае, если не хочется кому-либо подавать милостыню (отталкивающая внешность, настроение плохое, то есть причина, не уважительная для отказа)?

Подать, но немного, чтобы не было скупости.

1307. По какой причине иногда бывают хульные мысли против Бога, Божией Матери, святых икон, Святых Таин?

«Перестанем судить и осуждать ближнего — и мы не будем бояться хульных помыслов», — отвечает нам св. Иоанн Лествичник. Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах, если он с ними не соглашается, должно относить их к бесам. Старайся не обращать на них никакого внимания.

1308. Но иногда от нашествия хульных помыслов не можешь взглянуть на икону! Как же тогда молиться?

Чтобы помыслы меньше стужали тебе, можешь изредка только взглядывать на иконы, — говорит преп. Амвросий Оптинский, — но должно знать, что иконы — только для глаз внешних, и потому, стоя на молитве, мы должны помнить, что предстоим пред Богом. Икону же воображать в уме ни в каком случае не следует.

1309. Можно ли, когда идешь в храм, брать какие-либо предметы из дома (бутылки для святой воды, продукты на канун и т. п.) из рук женщины (жены), которая в нечистоте? Можно ли вообще перед службой прикасаться к человеку, если он в нечистоте, особенно, если собираешься причащаться? Читал, что даже тело усопшего женщина в нечистоте омывать не должна, т. к. эта нечистота якобы передастся церковным предметам и осквернит их. Так ли это? Слышал, что у ветхозаветных евреев даже было положено в этот период удаляться от общества?

Мелочами слишком не надо заниматься, это есть щепетильность. Надо больше внимания обращать на внутреннее, чтобы худых мыслей и ощущений греховных не было и пр.

1310. Можно ли молиться при ходьбе или лежа в постели? Обязательно ли стоять при чтении Евангелия, когда молишься дома, и можно ли читать Евангелие в общественном транспорте?

Когда совершаешь не молитвенное правило, тогда молиться можно в любом положении, а когда совершаешь правило, то и опереться грешно, и сидеть без нужды. Если можешь, то лучше стоя читать Святое Евангелие, а если устал или немощь, то сидя, с благоговением. В общественном транспорте лучше читать Псалтирь (хорошо, переписанную в тетрадь).

1311. Святой небесный покровитель и Ангел хранитель одно и то же духовное лицо или разные?

Два лица: святой покровитель — это тот святой, имя которого ты носишь, а Ангел хранитель дается каждому Господом при Крещении.

1312. Может ли взрослый человек при нужде, за отсутствием священника, сам окрестить себя троекратным погружением в воду и произнесением слов: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь»?

Это допускалось ранее при великой нужде, а в большинстве случаев кто-либо крестил. Потом совершение Таинства дополнял священник: читал положенные молитвы и миропомазал.

1313. Если Крещение совершалось священником, но за неимением необходимости, обливанием или даже окроплением, можно ли перекрещиваться, когда такая возможность появилась? Имеет ли Церковь канон, запрещающий крещеных обливанием рукополагать в священный сан?

Крещение через обливание уже совершено, поэтому второй раз креститься нельзя, хотя оно и неправильное. Раньше было такое правило, что запрещалось рукополагать крещеных через обливание, а потом было разрешено за неимением священников.

1314. Можно ли для лечения употреблять в питие собственную мочу (так называемая «уринотерапия»)?

Сего надо избегать. Лечиться надо святыней, а не мочой.

1315. Следует ли менять место постоянного жительства без крайней нужды, по прихоти?

Говорили старцы: древние отцы не скоро переселялись с места жительства своего; если же переселялись, то по следующим трем причинам: 1) если кто гневался на них напрасно, и они не могли примириться с ним при всем стремлении к примирению; 2) если их многие прославляли; 3) если случалось кому из них несчастье впасть в блуд. По этим трем причинам они оставляли место своего жительства. (Можно изменить место жительства по благочестивой цели.)

1316. Как правильно относиться к невольному греху, особенно, если грех тяжкий (нечаянное убийство или неумышленное причинение ущерба)?

Невольный грех легче прощается, нежели вольный. Есть особые правила, за какой грех сколько лет нести епитимию. Надо стараться его заглаживать добрыми делами, подвигами и сокрушением умеренным о нем.

1317. Почему человек считается виноватым, если совершил грех по незнанию? Надо ли этот грех исповедовать и какова мера ответственности за него?

Потому что человек обязан был знать. Обо всем знают и всем интересуются, а о том, зачем живут, какова цель жизни на земле, о вечности, о Боге, о вере, не хотят знать. Посему в Евангелии читаем, что и раб, который не знал, будет бит (наказан), хотя и меньше того, кто знал. И, конечно, в грехах, совершенных по незнанию, тоже надо каяться. Один батюшка рассказывал мне, что он спросил у одной пожилой женщины, знает ли она какие молитвы? Она ответила:

— Не знаю.

— А песни?

— О! Много знаю.

— Так почему же мирские песни ты знаешь и выучила наизусть, а молитвы — нет?

1318. Как правильно обращаться к диакону: так же как к священнику, то есть «отец Василий», или «отец диакон», «диакон Василий»?

Это большой роли не играет. Лишь бы искать в разговоре с ним, как лучше спасти свою душу и победить свои злые, греховные привычки, чтобы спрашивать духовное, полезное для души, а то может случится так, как говорил Оптинский старец Антоний: «Неполезное спросишь — неполезное и услышишь».

1319. Говорят, имена Инна, Римма — мужские. Если женщину крестили с мужским именем, надо ли его менять?

Действительно, это мужские имена. Лучше изменить их. Например, Инна на Иунию. Имя меняют во время исповеди и с таким же (новым) именем причащают. Так говорит св. митрополит Филарет Московский.

1320. Что такое грех «совопросничество»?

Это когда человек интересуется тем, что выше его ума и чего Бог от него не требует. Например, где находится ад (а не как избавиться от него)? Как действует благодать через иконы? Кто такой был Мелхиседек? Как вино и хлеб при Пресуществлении делаются Телом и Кровью Христовой и т. п.

1321. Можно ли в святом углу держать фотографии известных православных подвижников благочестия или только иконы святых угодников, Божией Матери и Господа?

Можно держать, но в некотором отдалении от икон.

1322. Советуют ли духовно умудренные люди заниматься самочинно Иисусовой молитвой, и если да, то в какой степени?

Иисусовой молитвой весьма полезно и спасительно заниматься устно, обыкновенно, но умно-сердечной можно заниматься только при руководстве опытных старцев и со святыми книгами об Иисусовой молитве, а главное — ничего через нее не искать, кроме помилования.

1323. Но какая может быть от Иисусовой молитвы польза, если я произношу ее только устами, сам не понимая, что говорю, ум все бегает в сторону?

Ты не понимаешь, — говорил Оптинский старец Макарий, — зато бесы понимают и трепещут. Успокойся, и по силе продолжай молитву.

1324. Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?

Конечно, может, но в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на литургии.

1325. Почему бывает так, что прочитать положенное молитвенное правило, кажется, совсем нет сил, а начнешь читать — будто и силы откуда-то появились?

Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться — увидишь, что плоть сделается покорной твоей рабой. Молитва и ее оживит. Помни всегда, что плоть лжива (прав. Иоанн Кронштадтский).

1326. Слышал такое мнение, что если священник читал исповедь кающегося по записке, то он должен порвать ее. Так ли это, и большое ли это имеет значение?

Читать исповедь священнику по записке разрешается по нужде: то исповеднику стыдно сказать, то исповедников много и т. п. Конечно, полагается порвать ее или даже сжечь сразу же.

1327. Какие священные предметы обязательно должны быть у священника для совершения Таинства исповеди? Можно ли отпустить грехи по письму?

Для совершения исповеди на священнике должны быть епитрахиль и поручи, и Евангелие и Крест на аналое. При нужде блаженный Симеон позволяет разрешать кающегося полотенцем, или поясом, или даже шнурком, перекрестив его.

По письму отпускать можно небольшие грехи (откровение). Сейчас некоторые духовники разрешают на головах кающихся чужие грехи. Этого мы не видим у святых отцов. Это своего рода отсебятина. Тем более отпускать большие грехи без разрешительной молитвы священника, или по письму — это что-то новое. В журнале «Русский инок» прямо пишется, что простая передача грехов без самого Таинства не дает права на разрешение от грехов.

1328, Если умер духовник и не успел передать чадо другому духовнику, то как поступать?

Этот вопрос какой-то странный. Не духовник выбирает себе чад, а чада выбирают себе духовника. Самое главное в избрании себе духовника, чтобы он был опытен в духовной жизни, а сейчас почти все ищут прозорливых и святых.

1329. Какие духовные средства можно посоветовать человеку, желающему избавиться от пьянства?

Исповедь, чтение Евангелия и Иисусовой молитвы, ежедневно принятие святой воды, милостыню.

1330. Можно ли хранить святыню (артос, просфоры, святую воду), например, в кухонном шкафу, рядом с крупами, сахаром, травами и другими нескоромными продуктами (для удобства пользования)? Где не рекомендуется хранить святыню?

Лучше хранить святыню в отдельном месте в шкафу, или около икон.

1331. Какие книги можно рекомендовать начинающему христианину для более глубокого усвоения православного исповедания?

Книги: «Спутник христианина», «Духовный цветник», «Училище благочестия», «Духовные посевы», «Пролог» священника Гурьева.

1332. У некоторых есть мнение, что чтение духовных книг может заменить церковные службы. Так ли это?

Чтение Божьего Слова, что хлеб, а молитва, что вода живая для души. Может ли хлеб заменить воду или вода — хлеб? Нужно то и другое.

1333. Замечал, что некоторые приходят в храм в платках, на которых изображены игральные карты или сигаретная реклама, или еще что подобное. Не грех ли это? Также вижу очень часто в храмах людей с полиэтиленовыми пакетами, на которых богомерзкие изображения. Надо ли обращать на это внимание, или это неважно?

Изображений, которые Вызывают греховные чувства и худые мысли, не должно быть у христианина, и это, несомненно, грех, соблазн для окружающих. А соблазнителям Господь говорит: «Горе вам…» Сумки с изображением святых, Спасителя и Матери Божией использовать под продукты и вообще земное, не менее грешно. Сейчас много таких греховных сетей. Недоумение вызывают духовные кассеты и пластинки с иконами, календари с иконами, вообще со священными изображениями — как можно молиться на календарь? Встречались даже замки с привеской на которой было изображение Святой Троицы.

1334. Как лучше молиться: одному или вдвоем, втроем?

Святой Иоанн Кронштадтский говорил: «Господь любит и слушает более молитвы, когда мы не в одиночку и не от себя лишь и не о себе одних молимся, а вместе, от всех и за всех».

1335. Многие говорят: не важно наружное благочестие — важно, что внутри, и не признают благочестивых правил Церкви, а некоторые считают, что для будущей

жизни важно лишь только, чтобы человек (по-мирски) был добрым и хорошим. Что можно сказать этим людям? Правы ли они?

Преподобный Иосиф Оптинский говорил, что без дерева и листьев — и плодов не будет. Святые отцы говорят, что сперва обязательно надо проходить внешние подвиги, а уже потом переходить к внутренним. А кто сразу ищет внутренних, тот попадает в искушения, подобные тому, что случилось с преп. Исаакием Затворником: он сразу захотел в затвор, хотя его уговаривали настоятель и братия не делать этого. И бесы поругались над ним.

1336. Можно ли православному человеку поигрывать от скуки в карты (без азарта)? Можно ли ходить на футбол или посещать другие массовые зрелища?

Святитель Иоанн Златоуст много говорил и писал против зрелищ, и даже грозил посещающим их отлучением. Верующему скучать некогда — у него много дел для спасения: молитва, чтение Слова Божия, храм Божий, полезный труд, Богомыслие. А за проведение праздно времени человек даст ответ Богу.

1337. Можно ли подходить прикладываться к святыне с сумкой в руках (если ее негде оставить)? Если можно, то чего при этом не должно быть в сумке?

Можно только в крайнем случае. Разумеется, не должно в сумке иметь вещей греховных, которые и в церковь носить запрещается.

1338. Позволительно ли православному встречать новый год первого января (нового стиля)? Как быть, если на этом настаивают родные?

Для православного христианина первое января нового стиля — это время поста. В миру много мирских праздников, но христианин не от мира сего. Для него Рождество Христово — величайший Праздник, и он готовится к нему постом. Родных люби и уважай, но более слушай, что Господь говорит. В деле спасения, — говорит Спаситель, — часто бывают родные врагами, то есть не надо исполнять их греховные волю и желания. Что не противозаконно, в том должно исполнять их желания, а в чем нарушается Евангельский закон, здесь должно слушать Господа, а не родных. Надо действовать только умело: любовно и ласково отказаться от празднования, а им пожелать всего доброго и хорошего.

1339. Можно ли обращаться к врачу по той причине, что не можешь исполнять супружеский долг? Можно ли лечиться гормональными препаратами?

Здесь, кажется, лучше положиться на волю Божию, чем прибегать к этому.

1340. Пристойно ли православным посещать пляжи? В каких местах общественного отдыха бывать категорически нельзя?

Раз обнажаться при других и зреть других голые тела есть грех безстыдства и необузданности, сам собой отпадает сей вопрос. Далее, хорошее бы, казалось, дело съездить полечиться или отдохнуть, а приезжает этот верующий человек с отдыха и говорит: крест снимал, когда был у врача, не крестился, когда кушал, стыдно было показать себя верующим, пост нарушил, в церковь не ходил и т. п. Вот и делайте сами вывод из всего этого.

1341. Куда лучше всего подавать милостыню?

Лучше всего подавать милостыню в монастыри, особенно женские. Об этом в отечнике свт. Игнатия Брянчанинова говорит старец Даниил, что Бог принимает рубль, поданный женскому монастырю, за сто рублей, и объясняет почему.

1342. Что делать в праздничный день, если в храм не можешь пойти и читать духовные книги не можешь?

Дома, хотя лежа, молись, так как Бог потребует внутренней молитвы даже от тяжелобольного. Также хорошо заниматься богомыслием: о жизни Спасителя на земле, о Страшном Суде, о воскресении мертвых, о вечной жизни, блаженстве и вечном мучении, о смерти и мытарствах. Старец Афонский о. Арсений пишет: «Это — то же, что молитва».

1343. В чем заключается терпение?

Терпение есть непрерывающееся благодушие.

1344. Для чего повторяются в церкви так часто одни и те же молитвы? То и дело: «Господи, помилуй».

А для чего мы повторяем и учащаем свое дыхание? Оно необходимо, оно возбуждает и поддерживает нашу жизнь. Для того же нужны и частые молитвы… И в самом деле, что это значит: «Господи, помилуй»? Это — вопль виновного и осужденного на казнь, просящего помилования у раздраженного правосудия. Это — вопль кающегося, изъявляющего твердое намерение исправиться и начать новую жизнь, подобающую христианину. Это — вопль грешника, который готов сам миловать других, как безмерно помилованный и милуемый Богом, Судиею дел его (прав. Иоанн Кронштадтский).

1345. Можно ли православному христианину для излечения от пьянства кодироваться, вшивать ампулы?

Сейчас христианские газеты и журналы предупреждают верующих о том, что кодироваться грешно. Гипноз, — говорили старцы Оптинские, — от врага спасения. Многие рассказывали, как не реагировали у гипнотизеров на их действия при чтении (про себя) Иисусовой молитвы.

1346. Можно ли священнику сидеть за рулем автомобиля, вести машину?

Церковного правила на этот счет нет, но все же грешно, ибо, если священник нечаянно задавит человека, он должен быть извержен из сана, поскольку не может служить, убив человека вольно или невольно. (Совершив кровную жертву, он не может приносить безкровную.)

1347. Можно ли в случае смертельной и неизбежной опасности исповедаться человеку, не имеющему священнического сана? Есть ли в этом смысл, или это безполезно?

Лучше перед монахом и если человек ранее прибегал к священнику и исповедовался.

1348. Почему важно окружать себя назидательными предметами в доме и везде, где бываешь?

Потому, что каждый предмет в мире и всякое впечатление от предмета вызывает в человеке те или другие мысли, чувствования и желания той или другой деятельности. Вот почему надо окружать себя тем, что тебя назидает, избегать даже тех предметов, которые не производят худых мыслей и чувств, но отвлекают от главного — спасения души и стремления к Богу… Раньше комната христианина всем назидала. На стенах были прибиты листы бумаги различной величины с молитвами и изречениями из Священного Писания; множество икон, картина Страшного суда, фотографии старцев, духовников, схимников, подвижников, монастырей и храмов.

1349. Раньше я думал, что именины — это день рождения святого, имя которого носишь. Так ли это? Если меня зовут Юрий, то какой святой мой покровитель?

Именины — это день вашего Ангела, чаще всего — это день успения (смерти) святого, имя которого вы носите. Юрий — это славянская транскрипция имени Георгий. День Ангела ваш устанавливается вами следующим образом: после дня вашего рождения св. Георгий, день памяти которого, ближайший ко дню вашего рождения, будет вашим покровителем. Чаще всего называют этим именем в честь Великомученика Георгия, его память 16 ноября или 6 мая по новому стилю.

1350. Как следует проводить день своего Ангела?

В день своего Ангела следует пойти в Церковь, поговеть, причаститься Святых Таин Христовых, подать поминание о здравии и об упокоении своих сродников, отслужить молебен святому, имя которого носишь. День Ангела следует праздновать, хоть и работа не воспрещается. Лучшим занятием в день Ангела считается чтение жития его и других святых книг, а также дела благочестия.

1351. Иногда человек молится, по-видимому, усердно, но молитва его не приносит ему плодов покоя и радости сердца о Духе Святом. Отчего?

Оттого, что, молясь по готовым молитвам, он не каялся искренно в тех грехах, которые он учинил в тот день, которыми осквернил свое сердце, этот храм Христов, и коими прогневал Господа. Но вспомни он о них, да раскайся, со всею искренностью осудив себя безпристрастно, — и тотчас водворится в сердце «мир превосходяй всяк ум» (Флп. 4, 7). В молитвах церковных есть перечисление грехов, но не всех, и часто о тех-то самых и не бывает упомянуто, коими мы связали себя: надо непременно самому перечислить их на молитве с ясным сознанием их важности, с чувством смирения и с сердечным сокрушением. Оттого-то в молитвах вечерних и говорится при перечислении грехов: или того, или это сделал худого, то есть предоставляется на нашу волю упоминать те или иные грехи(прав. Иоанн Кронштадтский).

1352. Развод — это грех. Но что делать, когда муж пьет и нет возможности жить с ним?

Церковь разрешает развод только вследствие супружеской измены, причем изменившего Церковь лишает христианского благословения на следующий брак, то есть не венчает. Пьянство или другие недостатки супруга воспринимаются христианином как крест, потому что причиной пьянства может быть жена, которая своим поведением подвигает своего супруга к этому болезненному пороку. Вступая в брак, вы давали обещание любви не только в светлые минуты, в минуты вашего счастья, но и обещание не оставлять своего супруга в болезни, а пьянство — это тоже болезнь. Поэтому от вас требуется молитвенный подвиг любви за вашего супруга. Развод — это очень легкий выход избавления от креста, но сможете ли вы понести крест безбрачия — это вопрос!

1353. На Крещение мне исполнится 22 года, сама я крещена уже десять лет, но что-то меняться во мне начало совсем недавно, буквально год-два. Но, наверное, я еще не совсем христианкой стала, так как мне до сих пор стыдно молиться в церкви, хотя дома я молюсь. И как только начинаю молиться, у меня начинают литься слезы. Что это? Очищение?

Слезы в храме могут быть, действительно, очистительными, но могут быть и напоминанием о том, что душа очень хочет раскаяния, исповеди и причащения, а ложный стыд (боязнь молитвы в храме) препятствует ей в этом.

1354. Откуда много вер в мире?

Враг нашего спасения диавол породил и порождает безчисленные ложные учения, ереси, секты и расколы, через которые разлучает навеки людей от Бога, — отвечал прав. Иоанн Кронштадтский.

1355. Может ли женщина посещать храм в так называемые женские дни и если — да, то чего она там недолжна делать?

Во время женской нечистоты нельзя входить в храм, но можно стоять вне храма на улице, там, где лучше слышна служба, как, например, у окна, где поют певчие. Можно приобрести свечи, но самой их не ставить. В монастырь она не должна в это время ходить. Дома можно брать в руки молитвослов и Евангелие. К иконам, кресту нельзя прикасаться, а тем более нельзя приступать к причащению Святых Христовых Таин. Но читать дома Евангелие, Псалтирь, молитвенник можно, также и принимать святыню, кроме крещенской воды и просфоры.

1356. Можно ли лечить людей? Например: снять сильные головные боли, заживить рану, улучшить зрение, постараться ликвидировать сильный стресс. И все это сделать либо прикосновением, либо словами, либо мыслью. Я много раз пыталась не делать этого, но не со своими страстями, недостатками, стараюсь очиститься и идти по светлому пути. Очень прошу вас ответить мне на этот вопрос.

могу. Каждый раз, когда я зарекаюсь не делать этого, ко мне приходят люди и просят о помощи и я не могу им отказать. Я опять стараюсь помочь им, чем могу. Как быть, когда религия против экстрасенсов всех вместе взятых? А я и Бога люблю и человека не могу оставить без помощи. Как быть? Отправить человека в церковь замаливать свои грехи? Но ведь многие абсолютно не умеют молиться. Их надо учить. Для этого нужно время и немалое. А как быть, когда промедление опасно для жизни? Пока что я со своей стороны стараюсь возрасти и укрепиться духовно с помощью религиозных книг, опыта работы над собой святых старцев, стараюсь бороться

Полный ответ на ваш вопрос вы можете найти в следующих книгах: иеромонах Серафим Роуз: «Православие и религия будущего» и в книге священника Родиона «Люди и демоны». Я вам должен сказать, что святые тоже исцеляли, но делали они это только по особому повелению Бога. Если вы прочтете житие нашего великого подвижника преподобного Серафима Саровского, то увидите, что истиный Божественный дар прозрения и исцелений он получил за восемь лет до своей смерти; до этого у него было с юных лет монашеское послушание, затем пятнадцать лет затвора, тысяча дней и ночей моления на камне. Он достиг величайшего смирения; Сама Матерь Божия повелела ему служить этими дарами людям. Из истории святости известны случаи, когда монахи, или просто послушники впадали в страшное состояние прелести. Не получив настоящей духовности, они тоже пытались лечить, но диавол использовал эти способности для гибели не только их душ, но и душ тех, кто им доверился. Святой Иоанн Златоуст писал, что лучше умереть, чем лечиться у таких целителей. Вы даже можете и не заметить, как, вторгаясь своим лечением, можете испортить хрупкий духовный мир этого человека. И вот даже сейчас вы не замечаете, что свою любовь вы ставите выше любви Божией. Когда Богу угодно, любое лекарство помогает. Причина многих наших болезней — это грех. Бог по Своей любви зовет каждого человека, и может быть болезнь — это Его последнее средство разбудить душу, потому что, по словам Святого Евангелия: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит», — а такое лечение, которое вы проповедуете, по своей духовной неопытности, может очень сильно повредить.

1357. Начал читать Псалтирь и ничегошеньки в ней не понимаю?

Великий старец преп. Амвросий Оптинский на такое же заявление отвечал: «Ты не понимаешь, но зато бесы прекрасно понимают и бегут прочь. Читай пока не понимая, а когда-нибудь и понимать начнешь».

1358. Почему Иисус излечивал убогих и Его ученики считались святыми, а теперь людей, лечащих от Бога, вы называете слугами диавола? И если через Сына Божия идет прилив и от имени Его идет исцеление, то почему вы этих людей так называете?

Сравнивать современных колдунов, экстрасенсов и просто разного рода целителей с Господом нашим Иисусом Христом — величайшая дерзость. Если бы вы знали, сколько людей после лечения у новомодных целителей пострадало, то вы бы были более осторожны в своих вопросах. Недаром Центральное телевидение отменило телесеансы Кашпировского. После лечения у таких целителей перестают помогать обычные лекарства, как и после лечения гормонами.

1359. Как быть если я проспал и нет уже времени на утреннее правило, а я спешу на работу или к началу службы в храм?

Если случится, что вы проспите и не успеете прочесть утреннего правило, то можно делать так: начните читать его дома, а окончите его в дороге.

1360. Можно ли освятить свой дом или квартиру и двор? Как это сделать?

Освящение может производить только священник, есть особый чин освящения. Если трудно вызвать священника, то можно святой водой окропить стены и вещи со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И делать это почаще. Кроме того, если вы будете проводить благочестивую христианскую жизнь, молиться, почаще исповедоваться и причащаться, то ваше присутствие будет освящать все окружающее. «Тако да просветится свет ваш пред людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, все прославляли Бога» (Мф. 5, 14–16).

1361. Можно ли гадать (на судьбу)?

Церковь категорически запрещает это делать, потому что через это человек вступает в контакт с темными силами. В Евангелии сказано, что счастье человека зависит от святости жизни. Если бы было Богу угодно, Он бы всем нам открыл будущее наше, однако в Евангелии сказано, чтобы мы бодрствовали и молились, так как не известно, в какой час настанет для нас время суда.

1362. Надо ли крестить в церкви детей после того, как они были погружены просто верующей бабушкой?

Совершать крещение мирянам разрешено только в исключительных случаях (при опасности для жизни). После того, как опасность проходит, обязательно нужно привести человека в церковь, где священник прочтет все положенное по чину Крещения, а также дополнит Крещение Таинством Миропомазания, которое мирянам запрещено совершать.

1363. Хотелось бы получить консультацию, как бороться со всякими злыми колдунами (которые льют, сыпят и т. д. под дверью в общих домах)?

«Сей род изгоняется только молитвой и постом», — сказано в Евангелии. Для того, чтобы не бояться, нужно жить благочестивой христианской жизнью, исповедоваться (особенно в смертных грехах: блуд, аборты, убийство, воровство, пьянство, прелюбодейство), причащаться Святых Христовых Таин, кропить святой водой место, где льют, сыпят и т. д., а также — молиться за вразумление этих людей.

1364. Почему важно креститься?

Христианин без крестного знамения, что воин без оружия. Враг помыкает им, как хочет. Кто кладет крестное знамение, тот без слова исповедует Господа Иисуса Христа, за нас претерпевшего крестное распятие и смерть и тем нас искупившего. Крестным знамением освящаются все божественные таинства, им же совершается освящение и всякой вещи, потребной для жизни.

1365. Можно ли читать молитву Ефрема Сирина в праздничные и будничные дни или только в Великий Пост?

Можно, если требует душа.

1366. Можно ли в праздники, святки, светлые седмицы читать канон покаянный, если совершил грех?

По правилам Церкви в дни Светлой седмицы покаянные каноны по уставу читать не положено. Достаточно покаянных молитв во время поста, а совершённый грех очищается на исповеди. В эти же дни лучше стараться не грешить.

1367. Можно ли делать земные поклоны на домашней молитве в святки, праздники, светлые седмицы, если согрешил и совесть не позволяет молиться стоя?

Нужно стараться жить по уставу Церкви, который отменяет земные поклоны в эти дни, но в домашней молитве можно допустить и коленопреклонение.

1368. Можно ли заменить утренние и вечерние молитвы чтением акафистов и канонов, после «Отче наш…» до «Достойно есть..»?

Можно, если в этом есть какая-то особая нужда, но лучше не придумывать себе своих уставов, а следовать Церковному. Каноны и акафисты читаются в свободное время, можно порекомендовать и чтение Псалтири.

1369. Можно ли плевать в день причастия?

Если есть в этом необходимость, можно, но только в носовой платочек.

1370. В нашем храме каждую субботу во время литургии ходят с чашками и подносами мимо каждого молящегося, собирая деньги на строительство храма. Позволительно ли это? Что сказать об этом настоятеле?

Это — традиции многих храмов и вас это не должно безпокоить, так как за это отвечает настоятель храма. Эти вопросы нужно, не стесняясь, задавать своему настоятелю.

1371. Изменил ли Иисус Христос Закон, данный Богом Моисею? Вообще-то на этот вопрос я нахожу ответ в Библии в Святом Благовествовании от Матфея: Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 15: 17).

Почему же в церквях почитают воскресенье — первый день недели, а не субботу — седьмой день, как заповедал нам Бог?

Внимательно читая Евангелие, вы увидите, что очень многие положения Ветхого Завета (Моисеева Закона) вызывали постоянное отрицательное отношение к ним Иисуса Христа. Посмотрите, как Он обличал фарисеев и законников за их внешнее почитание обрядов и законов Моисея. Когда Он говорил, что пришел исполнить Закон, Спаситель тут же пояснял, каким образом нужно исполнять эти законы. Вы слышали, — говорил Он, — что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто воззрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем»… и далее (Мф. 5: 27–47). Кроме того, из книги Деяний апостолов мы знаем, как апостолу Петру было видение пищи, которую по Моисееву Закону было запрещено принимать, как нечистую. Однако Апостолу было сказано: что Бог очистил, того не почитай нечистым. (Деяния святых апостолов, гл. 10). Можно привести еще много мест из Священного Писания, Нового Завета, где сказано, что многие положения Ветхого Завета не обязательны для христиан. Из Церковной Истории мы знаем, что уже в I веке христиане собирались для молитвы не в день субботний, а в день недельный, то есть в день Воскресения Христа из мертвых, потому что это событие стало центральным для всякого верующего во Христа: …если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша, — писал апостол Павел к христианам Коринфа (1 Кор. 15: 14). Поэтому суббота и была заменена воскресеньем.

1372. Что надо делать и чего не делать в воскресенье?

Святой Косьма учил христиан: по воскресным дням не торговать, не ходить на базар, не заниматься работами, а также не ходить за ягодами, грибами, охотиться, заниматься рыбной ловлей, но ходить в церковь и слушать там святую службу и Божие слово.

1373. Можно ли продавать в храме свечи, книги и иконы во время службы, особенно, когда одна часть причащается, а другая «свободна»? Как быть?

Это решает настоятель, который за это и отвечает. Традиционно всегда было так.

1374. Что вообще значит «лгать»?

Лгать словом значит говорить одно, а думать другое.

1375. Как православному правильно передать свечу к иконам, если он опоздал на службу и в храме много людей? И как правильно принять такую свечу от другого? Или передавать уже нельзя?

Подавать свечи нужно до начала службы, стараясь при этом не произносить лишних слов и не суетиться. Воздержаться от передачи свечей нужно во время Евхаристического канона, чтения Евангелия.

1376. Когда наступает постный день? В предыдущий день с 16-ти, с 17-ти часов или с 0 (24) часов ночи? И когда позволительно совершать половой акт в связи с этим?

Постный день начинается с 0 (24) часов ночи, церковный же день начинается с 17 часов предыдущего. В Церкви не венчают накануне среды, пятницы и воскресенья, и следовательно, и половой акт запрещен под среду, пятницу и воскресенье, а также под Великие праздники, в святки, Светлую седмицу, престольные праздники вашего прихода, под праздник Иоанна Богослова и праздник Казанской иконы Божией Матери, и сырную седмицу.

1377. Можно ли нарушить пост и исполнить супружеский долг по желанию маловерной (или неверующей) супруги (супруга)? Если нет, то как поступить после очередной просьбы, когда речь идет о поиске партнера на стороне?

У святого апостола Павла есть такие слова: …во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа… Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. (1 Кор. 7: 2–5). На основании этого послания Церковь имеет правило, чтобы не допускать блуда со стороны одного их супругов, уступать маловерующей (или неверующей) стороне в этом вопросе, однако верующий(ая) обязан(а) каяться в содеянном грехе невоздержания. Стараться ни под каким видом не иметь супружеского общения на первой и Страстной седмице Великого поста, под Великие праздники и за три дня до Причащения.

1378. Как правильно поступить, когда священник из-за большого количества людей не исповедует каждого, а всех вместе, и так каждую литургию — достойно ли причастие?

Причащаться после общей исповеди могут те, кто не имеет смертных грехов, то есть грехов аборта, прелюбодеяния, блуда (в том числе супружеского сожития без церковного венчания), всякого рода половых извращений, воровства, пьянства, чародейства (в том числе занятий спиритизмом, экстрасенсорикой, астрологией, йогой и вообще оккультизмом). Для людей, имеющих смертные грехи, необходима частная исповедь. После богослужения необходимо обратиться к священнику и сказать ему о том, что вам необходима частная исповедь, так как у вас есть проблемы. Если священник откажет, этот грех будет на его совести. А вам все равно следует обратиться лучше всего в ближайший монастырь, где у священника всегда больше времени для того, чтобы вас выслушать. Но даже если и нет смертных грехов, хотя бы раз в году, старайтесь найти возможность исповедоваться индивидуально.

1379. Грешно ли говорить «Побожись…», «Поклянись…»?

Конечно грешно, это даже больший грех, чем божиться и клясться самому.

1380. Если человек, состоящий в браке гражданском и имеющий детей, решает стать монахом, надо ли им стать или все же повенчаться и остаться в семье?

Принять монашество по Правилам Церкви разрешается по обоюдному согласию обоих супругов. Если они повенчаны, то надо оставаться в семье до достижения всеми детьми совершеннолетия, а гражданский брак для христианина не имеет значения.

 

      Яндекс.Метрика