^Наверх
Get Adobe Flash player

Православный календарь

Православные новости

Вера без дел мертва

Им нужна Ваша помощь. 
Внеси посильный вклад.
Прими участие в благом деле.

Встреча с Богом

С Божией помощью вышла в свет книга "Встречам быть" А.Скороход.

Поучительные истории

Прочитать описание и приобрести книгу

Православные сайты

Советы батюшки

1201. Что такое «херувимский ладан» и каково его отличие от обыкновенного?

«Херувимский ладан» — это ладан, который побыл в кадиле (и вынут) на Херувимской песне. Это просто местный благочестивый обычай: херувимский ладан имеет большую силу на бесов, чем обыкновенный.

1202. Надо ли толковать собственные сны?

Преп. Амвросий Оптинский пишет, что не должно вспоминать прошедшее и сны.

1203. Надо ли сделать замечание, если в храме кто-то болтовней мешает слушать службу или поет громко и очень неправильно?

Свт. Иоанн Златоуст разрешает это сделать даже маленькому мальчику.

1204. В церкви все «бабушки» у подсвечников советуют по-разному. Как разобраться, кто прав?

Эти бабульки часто очень мало понимают в делах церковных, посему надо спрашивать у священника и самому учиться: читать Священное Писание, книги святых отцов.

1205. Если священник благословляет сделать что-то против церковного устава, надо ли выполнять благословение?

Не только священника, но даже Ангела с неба не должно слушать, если он говорит противное учению Евангельскому. Об этом пишет св. апостол в своем послании.

1206. Можно ли правило ко причастию дочитывать во время литургии или лучше оставить, что не успел дочитать, и слушать службу, а дочитать после причастия?

Читать правило в церкви — злая привычка. Дочитывать правило после причащения допускается только по нужде, а так нужно начинать его читать с утра перед причастным днем.

1207. В какие моменты за литургией лучше всего читать помянник?

Во время совершения проскомидии.

1208. Может ли один священник служить две литургии в один день?

В Православной Церкви это запрещается священнику. В житии свт. Иоасафа Белгородского читаем, что один священник не мог умереть из-за этого греха, и только когда он покаялся свт. Иоасафу, и тот разрешил его, он смог умереть.

1209. Могут ли две литургии в один день совершаться за одним Престолом?

Две литургии за одним Престолом в один день не разрешается совершать, но когда это нужно, ставится приставной Престол с антиминсом к основному Престолу и совершается вторая литургия.

1210. Разрешается ли мирянам читать молитвы из Требника для священнослужителей?

Читать молитвы из Требника разрешается мирянам, кроме священнических и диаконских. Например, есть такие отдаленные места, где нет церкви, там верующие сами совершают неполное отпевание, то есть поют стихиры, читают канон, Апостол, но не читают Евангелие, разрешительную молитву, не говорят возгласов и ектений священника и диакона. Совершают даже службы таким образом, например, служат не обедню, а обедницу.

1211. В современных молитвословах видел канон за самоубийц. Когда и где его можно читать?

Канон за самоубийц — отсебятина. Святые отцы запретили это делать. В наше время мы видим, что беззаконие узаконивают.

1212. Кто и по чьему благословению может пользоваться оставленными продуктами с канунника? Для кого эти продукты оставляются?

Это дело священника, который благословляет. Плохо то, что мы заняты в храме не Иисусом, а кусом.

1213. Является ли грехом, когда женщина приходит в храм без платка, в брюках, с накрашенными губами. Некоторые священники женщин в брюках не допускают до причастия. Правильно ли это?

Все верующие знают о том, что грешно приходить в храм в брюках, с накрашенными губами и без платка. А что батюшки вразумляют в этом — это их обязанность, хотя это должно делать кротко и ласково.

1214. Сколько дней по церковным правилам положено поститься перед принятием Святых Таин мирянину, можно ли в эти дни вкушать постное масло?

Правилом положено готовиться неделю, но сокращают по разным уважительным причинам до трех дней, а в нужде (родственник умер, опасное путешествие и т. п.) говеют один день. На время говения советуется воздерживаться и от постного масла.

1215. Можно ли во время литургии стоять в притворе храма, или лучше собственно в храме? Имеет ли значение место, где стоишь?

Отчасти значение имеет, где стоять. Так, например, стоять в конце храма — там отвлекают приходящие и уходящие, разговоры у свечного ящика, там рассеивается молитва, а впереди этого нет. Однако важно, с каким чувством ты стоишь: с чувством ли своего недостоинства и греховности, или с чувством фарисейским и с любопытством.

1216. Как поступить, если после окончания литургии священник не дает крест для целования, потому что служит молебен или еще по какой причине, а мне нужно срочно уйти по уважительной причине?

Должно поцеловать Распятие в храме и идти, благодаря Бога и сокрушаясь, что раньше ушел.

1217. Можно ли чистить подсвечники маслом из лампады, не является ли оно святыней, для которой такое употребление не благочестиво?

Масло из лампады — это еще не святыня. Освященным можно назвать масло, которое горит в лампаде на Престоле и которое священник освящает за литией и во время крестин. Были случаи, что люди исцелялись, когда принимали внутрь себя или помазывались освященным маслом.

1218. С чем связан обычай мыть полы в храме после отпевания? Имеет ли он духовный смысл или просто гигиенический?

Просто гигиенический, хотя некоторые, от неразумия своего, придают этому какое-то значение.

1219. Можно ли входить в храм с магнитофоном или с продуктами из магазина (мясом, яйцами и пр.)?

Это надо избегать делать. В Евангелии читаем, что Иисус Христос не позволял, чтобы кто-то пронес сосуд через храм. А мясо вообще в церковь запрещено приносить.

1220. Если детскую коляску оставлять на улице опасно, можно ли взять ее в храм?

Только по нужде, с разрешения церковных властей.

1221. Можно ли прикладываться к иконам и ставить свечи во время службы, если не успел сделать это свое временно, до службы?

Во время службы это запрещается делать, а надо или в начале, до службы, или по окончании ее.

1222. Хорошо ли кропить святой водой продукты, принесенные с рынка, или в этом нет особой необходимости?

Обязательно надо перекрестить, хорошо и окропить святой водой.

1223. Можно ни давать святыню в качестве лекарства людям некрещеным, или крещеным, но неверующим?

Нельзя.

1224. Говорят, что хорошо больные члены тела мазать святым маслом от лампад, а можно ли мазать больные детородные члены или другие неблаговидные места, не является ли это кощунством?

Весьма хорошо пользоваться разной святыней. Бог сотворил человека, и ничего скверного в нем нет, поэтому разрешается мазать всякие места, когда они больны.

1225. Разрешается ли в постные дни приносить на канун скоромные продукты?

Ни в коем случае, даже «постные» конфеты, печенье.

1226. В некоторых храмах в алтаре во время службы находятся миряне, не связанные алтарным послушанием. Допускается ли это правилами?

Соборными правилами это запрещается.

1227. Можно ли прихожанам во время Богослужения или после него пользоваться проходом между аналоем, на котором лежит праздничная икона, и Царскими Вратами?

Только не вставая на амвон (с которого диакон говорит ектении, а священник — проповеди), так как соборным правилом запрещается вставать на амвон мирянам.

1228. Обязательно ли, чтобы поминальная свечка сгорела во время службы, на которой было поминовение, или ее могут поставить потом?

Это не имеет большого значения, надо больше смотреть за собою и сокрушаться о своих грехах.

1229. Читал в св. книгах, что от вещи страстного человека при ее употреблении можно заразиться страстью. Как это сочетается с тем, что ничего не может быть без Божией воли? Если это так, то при чем здесь вещи? Не суеверие ли это? Если сама по себе вещь не имеет никакого значения, то почему разные колдуны действуют именно через вещи (продукты, воду и пр.)?

Бог спасает и сохраняет не без самого человека, как говорится в пословице: «Береженого и Бог бережет». Колдуны действуют через вещи, продукты, потому что человек не ограждает себя святыней: Богу не молится и Его не призывает, святыней не пользуется, на исповедь редко ходит и к Причастию и т. д.

1230. Имеет ли силу пост на злого духа?

Пост изгоняет демонов. Пост оружие такое же страшное для врага, как крест Христов и другие святыни, коих не выносит нечистая демонская сила. Пост разит злобу демонскую в самое чувствительное место, и она убегает от постящегося.

1231. Хорошо ли принимать на себя по желанию разные подвиги, например: сухоядение, бдение, молчание, большое количество молитв, ношение на теле тяжестей и грубой одежды?

Только с благословения священника. Не лучше ли принять подвиг смирения, молчания, пока не спросят, любви, приветливости и т. п.?

1232. Если бесы не имеют силы над благочестивыми людьми, то как они могли действовать на святую мученицу Иустину, ведь она была благочестива?

По попущению Божию. А какова цель Божия, это Ему Одному известно — пути Господни неисповедимы.

1233. Многие люди в первый день Пасхи ходят на кладбище. Правилен ли этот обычай?

Это современный обычай. Верующие знают, что поминовение усопших начинается после Антипасхи. Сейчас есть и такие обычаи, что проводы покойника без водки не бывают. А пословица народная говорит: «Кто усопших водкой поминает, тот им больших мук уготовляет».

1234. В настоящее время очень много колдунов, экстрасенсов и других служителей темных сил. Как можно защититься от их воздействия? Какие читать молитвы и что еще делать?

Чтобы себя защитить от темных сил, надо не делать смертных грехов и не прибегать к слугам сатаны: колдунам, экстрасенсам, гипнотизерам (кодироваться), разным целителям и другим служителям темных сил. Не держать таких греховных вещей в доме, которые, подобно магниту, притягивают этих слуг. Пользоваться святыней и молитвою.

1235. Можно ли православному христианину ходить в бассейн, заниматься спортом?

Если святые отцы запрещают обнажаться без нужды при посторонних и считают это безстыдством, то сам собою этот вопрос отпадает.

1236. Является ли грехом использование противозачаточных средств и насколько серьезен этот грех?

В Библии читаем, что это грех, ибо цель брака — размножение и воспитание детей.

1237. Не вредно ли для христианина увлечение оперой, театром?

Свт. Иоанн Златоуст говорит: театр — школа диавола. Об этом же говорит св. Иоанн Кронштадтский.

1238. Можно ли в храме прихожанам прикладываться к иконам, которые расположены в иконостасе?

Нельзя. Иконы в иконостасе для целования священнослужителей.

1239. Обязательно ли делать земной поклон во время возгласа «Святая святым…»?

Земные поклоны отменяются в субботы, воскресные и праздничные дни, а в Воздвижение и в воскресенье Крестопоклонное совершаются только когда поются песнопения на поклонение Кресту. В Воскресные и праздничные дни разрешаются земные припадания только великим Святыням: Святым Дарам, мощам, чудотворной иконе.

1240. Можно ли мыться по воскресеньям или в субботу вечером?

Ни в коем случае, только по великой нужде. Даже запрещается путешествовать в эти дни по мирским целям.

1241. Можно ли купаться в день причастия?

Не советуется, так как ты принял в себя Великую Святыню.

1242. Можно ли кушать или пить воду после прочтения вечерних молитв?

Нельзя, только по нужде. Старцы разрешают, но говорят: «Если будешь кушать после вечернего правила, то снова вычитай вечерние молитвы, а если будешь пить, то нужно за это положить двенадцать поклонов. А когда другие пьют — не осуждать, а сказать себе: "Ах, я окаянная"».

1243. Можно ли есть ночью после двенадцати часов тем, кто работает в ночную смену? Нужно ли им читать молитвы «на сон грядущим»?

По нужде можно кушать и помолиться неплохо, хотя бы вкратце. Молитва никогда не помешает, а еще избавляет от искушений.

1244. Следует ли при мытье снимать нательный крестили мыться вместе с ним?

Крест нательный не советуется снимать, так как можно в это время умереть, могут и околдовать в это время (так как ты не защищен в это время). Чтобы цепочка не жгла тело, надо ее помочить в холодной воде.

1245. Существует поверье, что до сорокового дня ничего нельзя отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Это — поверье, внушенное диаволом. Наоборот, надо делать добро за усопшего. Жертвовать в монастырь, в церковь вино кагор (для Святых Таин), муку (для просфор), воск (для свечей), раздавать из вещей умершего, покупать священные книги (и раздавать верующим) до сорокового дня, а не после. Когда надо ходатайствовать за судимого — до суда или после суда? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия, а люди этого не делают.

1246. Икону, которая была при отпевании на умершем, надо ли оставлять на сорок дней в храме, и куда ее девать потом?

Есть обычай, что икона остается до сорокового дня в храме, а в сороковой (или после) берется домой. В гроб икона не кладется, об этом пишет свт. Феофан Затворник.

1247. Если кто-то хулиганит в храме и мешает службе, можно ли вывести его силой?

Не только можно, но и должно.

1248. Как смотреть на науки приготовлять разные кушанья?

Искусства стряпать и приправлять пищу вредны, ибо приучают к сластолюбию.

1249. Если священник не очень опытен и что-то делает наверняка неправильно, то стоит ли ему сказать об этом, или не надо?

Лучше воздержаться, как советует великий св. Варсонофий. Близкому батюшке можно любовно подсказать.

1250. Можно ли хоть изредка смотреть телевизор? Вреден ли телевизор в доме, если он выключен?

Мы уже говорили, что все дело в том, как предмет используется: с доброю целью или плохою.

В одном монастыре батюшка при духовноболящих (бесноватых) вслух сказал: «Хотел бы я иметь такой телевизор, который бы показывал только святое: наставления, как жить по-Божьи, как спастись, как угодить Богу, как победить свои греховные привычки». В это время бес (находящийся в бесноватой) не выдержал и закричал ее устами: «Ишь, чего захотел! Дожидай!»

Другой случай. Приехал в монастырь батюшка со своей духовноболящей матушкой. Бес (в ней) устами болящей во время молебна закричал: «У них в доме мир! Я не выйду из нее». После окончания молебна батюшка, служивший молебен, поинтересовался у батюшки приехавшего: «Какой это "мир" в вашем доме»? Оказалось, он держал два телевизора: цветной и простой, смотрели пляски, песни, хохот, пустословия. «Поэтому-то, — говорит проповедник о. архимандрит Иоанн в своем поучении, — в дом ваш через телевизор входят всякие люди: и колдуны, и гипнотизеры, и разбойники и т. п. Он — разбойник, расхищающий ваши души. Он воспитывает детей по-своему и отнимает много времени».

Приведу еще пример. Рассказывала мне одна верующая старушка: «Прихожу я в дом к своим детям, а они смотрят телевизор. Смотрю — весь стол загружен немытой грязной посудой. Дочка, увидев меня, возрадовалась и говорит мне: "Мама, мы давно тебя ждем, чтобы ты нам перемыла посуду"».

Кроме всего, надо знать о том, что дети особенно заболевают от смотрения греховного, то есть делаются бесноватыми.

Теперь коснемся вопроса держания какого-либо греховного предмета в доме, как-то: картин и статуй обнаженных людей, книг богохульных и греховных романов, папирос, игральных карт, альбома греховных фотографий и т. п.

Во дни жизни преп. Серафима Саровского, сын привел свою мать, страдавшую пьянством. Преподобный исцелил ее и при этом сказал: «Не держите винных бутылок в доме».

1251. Как исправить грех, если ел яблоки до яблочного Спаса, то есть до Преображения?

Правило за это запрещает весь август (ст. стиля) вкушать яблоки. Также должно покаяться Богу на Таинстве исповеди.

1252. Что означает во время литургии возглас «Оглашеннии изыдите…»?

«Оглашеннии» значит — некрещеные, раньше они оглашались, наставлялись в вере. Следовательно, им надо выйти из храма.

1253. Как часто следует причащаться мирянину и сколько раз в год обязательно?

На это определенного правила нет, кроме как во все четыре поста, в день Ангела, в день крещения (кто помнит), в день венчания. Точно может сказать только духовник.

1254. В храме боюсь стоять рядом с болящими (бесноватыми) или пить с ними из одной кружки — вдруг бес ко мне перескочит?

Страх — от врага. Из Евангелия знаем, что бесы не смогли войти даже в свиней. Есть пословица народная: «Хвалился бес всем светом овладеть, а Бог не дал ему власти и над свиньей». Бес входит за нечестивую, греховную или безбожную жизнь; за гордость или отречение от Бога.

1255. Если в храме при принятии святой воды или запивки обнаружил в кружке недопитую кем-то святую воду или запивку, то как лучше поступить?

Можно вылить, а кто не брезгует — допить.

1256. Замечаю, что некоторые люди приходят прямо к Причастию и говорят, что стояли всю службу, чтобы священник разрешил причаститься. Надо ли в этом случае предупредить священника, чтобы уберечь от греха?

Неплохо подсказать священнику. Для того, чтобы причаститься, надо и попоститься, и в храм походить, и накануне побывать на всенощном бдении, и быть женщине чистой по женскому обычаю, и воздержаться с мужем накануне и в самый день, и не кушать и не пить с двенадцати часов ночи, и примириться, и простить обиды, и иметь крест на шее, и побывать на исповеди у священника.

1257. Нашел на дороге чужой крест и не знал, надо ли взять, а если взял, то что с ним делать?

Худого ничего нет, можно отдать в храм.

1258. В почтовый ящик все время кладут «святые письма» с угрозами, что если не перепишешь, то будет беда. Что делать в этом случае?

О «святых письмах» св. Иоанн Кронштадтский писал в свое время: угроз не бояться, не писать, а сжечь, если же ранее писал, то сказать об этом священнику на исповеди.

1259. Как часто и в какие лучше дни надо бывать на могилах близких людей и что желательно там делать? Можно ли брать с собой собак?

В дни памяти усопших, если это не отвлекает от храма, а иначе в другой день посетить могилы. Прочитать из Псалтири 17-ю кафизму или «Серафимово правило». На кладбище, особенно в ограду, где находится храм, брать собак нельзя.

1260. Хорошо ли украшать могилы близких?

Украшать могилы усопших пользы усопшим никакой не приносит, но еще и доставляет вред душам их.

1261. Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?

Отслужить обедню в храме важнее посещения могил родственников.

1262. Можно ли в церкви заходить на амвон и солею прихожанам?

Без нужды не должно заходить туда. Надо помнить Евангельских смиренного мытаря и гордого фарисея.

1263. Если ребенок (младенец) ведет себя неспокойно в храме и это мешает службе или молящимся, надо ли уходить из храма?

Выйти на это время, когда кричит, мешает, можно и должно, а потом опять стать невдалеке от дверей, чтобы на подобный случай выйти.

1264. Если младенец не принимает Святых Даров и стискивает рот, надо ли причастить насильно?

Маленькому можно маленькую каплю дать Святого Причастия, а большого не насиловать.

1265. Что важнее всего при поминовении усопших: милостыня, панихида, обедня?

Хорошо и приятно усопшему все, но если усопший мало веровал или без креста умер, то лучше за него милостыня, чем молитва.

1266. Хорошо ли приглашать священника отслужить панихиду на могиле?

Был случай, когда после служения на могиле усопшая явилась родственнице и сказала: «До сих пор на мне как бы камень лежал, а как только ты отслужила по мне литию, так как бы камень с меня сняли».

1267. Какие моменты во время литургии самые важные?

«Тебе поем…» и вынос Святых Даров.

1268. Правильно ли говорят, что в храме держать руки за спиной нехорошо?

Об этом говорит свт. Феофан Затворник, что должно стоять в струнку, лицом к алтарю или в землю, или на икону смотреть.

1269. Прилично ли женщинам во время Богослужения, находясь в передней части храма, делать земные поклоны или стоять на коленях так, что задняя часть туловища находится выше головы?

Вообще советуется не выделяться среди молящихся, а то это будет показность.

1270. Можно ли снимать с подсвечника чужие свечи, которые догорели не полностью?

Без нужды лучше избегать этого. Больше надо разогревать молитву, чем свечами увлекаться.

1271. Слышал, что православному христианину не хорошо иметь дома телевизор. А если он уже есть, куда его деть: можно ли продать или подарить?

Если какая вещь используется с греховной целью, то ее обязательно должно снести в комиссионный магазин.

1272. Если открыты Царские врата, а священник находится в задней части храма (например, на литии), надо ли поворачиваться лицом к нему или стоять лицом к алтарю?

Вообще стоять задом к алтарю без нужды грешно. Об этом говорил в свое время свт. Григорий Богослов.

1273. Если священник не разрешил причаститься, не объяснив причины, можно ли обратиться с исповедью, только что сказанной, за благословением к другому священнику?

Лучше потерпеть, сокрушенно признав себя недостойным, чем обращаться к другому священнику.

1274. Как быть, если уже после разрешения грехов священником, прямо перед причащением вспомнил грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить причастие?

Отлагать причастие не надо, а этот грех в ближайшее время надо сказать на исповеди.

1275. Слышал, что умершие на Светлой седмице сподобляются Царствия Небесного. Так ли это?

Это правильно, но не для всех. Те, кто носил крест, в Великом посту причащался, каялся, жил благочестиво, тот действительно сподобляется блаженной жизни. А кто этого не имел, тот ее не получит.

1276. Одни священники говорят, что в Рождественский и Петров пост можно есть рыбу все дни, кроме среды и пятницы, а другие разрешают только в субботу и воскресение.

Для этого есть устав, в котором ясно говорится, что в Петров и Рождественский пост рыба разрешается по субботам, воскресениям и праздникам.

1277. Как можно точно узнать, когда разрешается супружеское общение, а когда нет?

Это узнается по календарю, надо избегать супружеского общения в дни, когда не разрешается венчать: например, под среду, пятницу, воскресения и праздники.

1278. Слышал, что есть некоторые виды пищи, которые почитаются нечистыми и православными христианами не употребляются. Что это за виды пищи?

Все нечистое разрешается есть во время голода (нужды). А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов и т. п.

1279. Можно ли наказывать детей ремнем, не грех ли это?

Не должно подвергать детей ни выговорам, ни наказаниям в запальчивости с произношением грубых слов, чтобы такими приемами не привести детей к мысли, что они терпят наказание потому только, что родители их в неспокойном духе. Наказывать можно с целью исправления, а не с порывом гнева (страстью).

1280. Муж не разрешает мне ходить в церковь. Надо ли подчиниться для сохранения семьи?

Мужа (или жену) должно слушать во всем, в чем не нарушается воля Божия, а в чем нарушается, слушать нельзя. Сам Господь говорит в Евангелии: Кто любит отца или мать (или мужа, или жену, или детей) более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). И в Деяниях апостольских говорится, что подобает подчиняться более Богу, нежели человекам.

1281. Если я живу во втором гражданском браке, но венчан только один раз (первый гражданский брак не был освящен венчанием в церкви), то каким все-таки по церковному уставу считается брак — первым или вторым?

Считается первым, а за тот «брак» надо каяться и исповедовать священнику, сколько лет в нем прожил.

1282. Может ли Церковь благословить брак, если родители категорически против и готовы заявить об этом?

Смотря в каком возрасте брачующиеся, и лучше взять на это благословение от архиерея.

1283. Обязательно ли целовать Чашу после причастия? Что это означает?

Святую Чашу целуют там, где мало причастников, так это задерживает службу. Целование Чаши означает целование ребра Спасителя (раны Его), из которого истекли кровь и вода.

1284. Во время причастия я, по невниманию, дотронулся до Чаши со Святыми Дарами руками. Мне сказали, что это смертный грех. Так ли это?

Грех не смертный, но покаяться надо. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что непосвященному руками священных сосудов касаться нельзя.

1285. В моей жизни был случай, когда от обычной фотографии иконы совершилось явное чудо. До этого фотография долго находилась в алтаре на Престоле. Могла ли благодатная сила сообщиться обычной фотографии?

В сказании об Иверской иконе Божией Матери описывается много случаев исцелений и мироточений от фотографий этой иконы.

1286. После причастия дома вычитывала благодарственные молитвы, вдруг зашла соседка, завязался разговор, и я ей сказала, что только что была в церкви, причащалась,

а теперь читаю благодарственные молитвы, и тотчас после ее ухода на душе сделалось неприятно, как бы благодать отошла от меня. Почему это могло случиться?

Это оттого случилось, что надо было свое доброе дело, молитву сохранить в тайне, а ты открыла его, и тем уничтожила. Потому как бы отошла благодать и заступило скорбное, неприятное чувство.

1287. Если ко мне во время молитвы неожиданно пришли знакомые, надо ли оставить молитвы или по просить их подождать, пока домолюсь?

Надо оставить молитву (ибо любовь выше молитвы), принять знакомых, а отпустив их, докончить свою молитву.

1288. Можно ли по пути в церковь (до литургии) заходить в магазин? Говорят, что это неблагочестиво?

Грешно по пути заходить в магазин. В этом надо каяться и исправляться. Враг спасения часто внушает из храма зайти к кому-либо или подсылает человека с пустыми разговорами, чтобы отнять благодать у души после посещения храма и особенно, когда человек причастится.

1289. Почему до тех пор, пока я вел безбожную жизнь, у меня дела шли нормально, с родными и друзьями отношения были хорошие, и неприятности редко случались. А после Крещения, регулярной исповеди и стремления оставить дурные привычки сразу стали случаться неприятности и отношения со многими испортились?

Не скорби, что некоторые из родных и близких холодны к тебе. Святитель Тихон Задонский написал из своего опыта, что когда человек посвятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его становятся вдали от него, и чем он будет более приближаться к Богу, тем они будут более отдаляться. Бог терпел — и нам велел.

1290. Как мне принести труды покаяния, если я немощен и подвигов понести не могу?

Если кто телом немощен, а соделал многие согрешения, тот да шествует путем смирения.

1291. Можно ли на исповеди пожаловаться священнику на соседку, попросить вразумить мужа и вообще рассказать о своих житейских неприятностях?

Ввиду очень «сжатого времени» надо говорить на исповеди священнику только грехи.

1292. Часто слышу, что люди жалуются священникам и своим знакомым церковникам на колдунов, что жить спокойно не дают, и просят чем-нибудь помочь. Правильно ли то, что причину своих неприятностей они ищут в колдунах и злых людях? Неужели они имеют такую силу?

Это вражеские внушения. Без воли Божией, — говорит Св. Евангелие, — и волос не упадет. Надо себя винить, что за грехи попущены искушения, во очищение их, а неразумные люди других винят. Можно сказать, страдают, а награды за свои страдания не получат, подобно тому, как если бы носить воду в дырявую бочку.

1293. Читал, что некоторые инаковерующие (мусульмане, буддисты и пр.) обладали даром предсказывать различные события. Не значит ли это, что и их вера правильная?

Враг отчасти знает будущие события, так как подслушивает предсказания святых людей, но сроки исполнения событий не знает. Правильна только Православная вера, потому что она от Самого Господа Иисуса Христа, а другие веры имеют начало человеческое. Только в Православной Церкви пребывает Дух Святой, чему мы имеем множество доказательств.

1294. Сейчас очень большое количество православной литературы. Какую лучше литературу читать, чтобы избежать ошибок и заблуждений (богословскую, со временную, святоотеческую и пр.), или вообще лучше ограничиться только чтением Священного Писания?

Священное Писание написано Святым Духом через пророков и апостолов, и Тот же Святой Дух через святых отцов разъяснил нам, как правильно понимать его. Все еретические веры произошли от неправильного понимания Священного Писания. Только одни святые отцы правильно разъясняют нам Священное Писание.

1295. Как должно толковать Священное Писание?

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Святой Дух истолковал его через святых отцов… И бывает Слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, волею в смерть, мечом обоюдоострым, которым они заколают сами себя в вечную погибель», — говорит нам свт. Игнатий Брянчанинов. Священное Писание могут понять правильно только чистые сердцем, они разумеют волю и намерение Божие в Писании, а людям с не очищенным от страстей сердцем оно послужит камнем преткновения. Посему нам надо читать творения святых отцов, в которых они изъясняют смысл Священного Писания.

1296. Что, в частности, можно посоветовать почитать новоначальным православным?

Закон Божий, Толкование Святого Евангелия, наставления о духовной жизни.

1297. Надо ли православному христианину ставить перед собой задачу и стремиться к тому, чтобы получить дар прозорливости и чудотворений, чтобы потом помогать людям?

Это мысль вражеская. Цель христианина — победить свои худые привычки и угодить Богу через исполнение Его заповедей и делание добра с помощью Бога.

1298. Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв — акафисты, каноны?

Самое главное в исполнении молитвенного правила — постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.

1299. Можно ли воду малого освящения пить в течение дня или только натощак?

Воду малого освящения разрешается пить в течение дня, перед кушанием лучше, чем после него. Нельзя святую воду употреблять с пищей. Ею можно окроплять пищу и питие. Крещенскую же воду и святую просфору вкушать только натощак, хотя при нужде и ее можно принять.

1300. Какие спиртные напитки не разрешается употреблять и какие можно?

До 20° можно в малом количестве принимать.

      Яндекс.Метрика