^Наверх
Get Adobe Flash player

Православный календарь

Православные новости

Советы батюшки

1101. Как должно поминать усопшего?

Примером может служить святая праведная Иулиания. Когда скончались Василий и Евдокия, она раздала за упокой их души щедрую милостыню (есть еще милостыня духовная: раздача духовных книг за усопших), заказала по церквам сорокоусты и в течение сорока дней ставила поминальные столы для монахов, священников, вдов, сирот и нищих, а также посылала обильные подаяния по тюрьмам.

1102. Во сколько дороже милостыня духовная милостыни телесной?

Насколько душа дороже тела, настолько духовная милостыня выше телесной.

1103. Находясь близ бесноватых, что надо знать?

Находясь близ бесноватых, надобно быть очень осторожными в том отношении, чтобы враг не внушил таких мыслей, что вы очень боголюбивы, имеете благодать Божию и прочее. Все это враг для того внушает, дабы человек подумал о себе, что он богоугодно живет, не так как прочие. Человек, принявший эти мысли, лишается всякой от Бога награды (старец Арсений Афонский).

1104. В какое время лучше читать книги о страдании Спасителя?

Чтение книг о страдании Спасителя всего необходимее в Великий пост и в часы скорбей (старец Арсений Афонский).

1105. Что советуется читать против уныния и отчаяния?

Против уныния и отчаяния в милосердии Божием советуется чтение акафиста Иисусу Сладчайшему (старец Арсений Афонский).

1106. Когда я утомлена и требуется отдых, следует ли мне понуждать себя к подвигу?

Когда вы утомлены, вам не следует себя нудить или понуждать себя. Если не будете давать телу своему покоя и во время утомления будете понуждать себя к молитве, то вы никогда не будете иметь мира душевного.

1107. Говорят, что надо уметь себя терпеть?

Схимонахиня Ардалиона говорила, что нужно поучиться, еще, как себя терпеть. Да, и очень надо над этим потрудиться. Например, человек несправедлив бывает к себе, и требует от себя победы над своими страстями, и скорбит, волнуется, негодует на себя, когда видит, что его берут во власть те самые страсти, от которых он решил отстать. Но справедливо ли такое негодование на себя? Нет. Человек своей силой никогда не может победить в себе страстей: их побеждает в нас сила Божия. Поэтому нужно просить в молитве у Господа помощи, нужно смиряться в своих уклонениях, а не негодовать на себя.

1108. Говорят: "Бойся злой привычки более, нежели врагов". Почему?

Если привычка потребует чего-либо однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабой. И хорошую привычку, и худую питает время, как дрова питают огонь.

1109. Как разумно воспоминать свои грехи?

Кающемуся грешнику надобно иметь великую осторожность и осмотрительность при воспоминании прежних своих грехов, чтобы вместо сокрушения и смирения не рождалось от этого воспоминания уныние или страстное услаждение.

1110. Какая разница между религией и наукой?

Религия — древо жизни, наука — древо познания добра и зла. Религия — связь с Богом, наука — связь с миром.

1111. Когда особенно должно молчать?

Молчание особенно должно хранить в ночные часы.

1112. Что можно еще сделать, кроме молитвы, за обидевшего?

Преподобный Серафим Саровский за оскорбляющих повелевал ставить свечу за престол о здравии и спасении. Поминайте также по церквям о здравии.

1113. Почему после совершения греха надо тотчас каяться, а не носить в себе грех?

Грех отгоняет благодать Божию. Всякий грех, покаянием не очищенный, тотчас тягостью своей влечет к другим, и это мы часто забываем.

1114. Какая польза от принятия просфоры и святой воды?

Когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели (затворник Георгий Задонский).

1115. Я веду переписку со знакомыми: в письмах много пустого и болтовни.

Чтобы покоиться в Господе, не приятно ли будет вам оставить всякую переписку, не полезную для примирения своих мыслей со Словом Божиим? (затворник Георгий Задонский).

1116. Чем очищается душа от грехов?

Чтением Псалтири и милостыней душа очищается от грехов (затворник Георгий Задонский).

1117. В чем нам каяться?

Во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего; обо всех таких делах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее (свт. Иоанн Златоуст).

1118. Имеет ли значение, с каким чувством, в каком тоне говорили мы с ближними?

Конечно. Ближнего можно обидеть не только словами, но также тоном голоса, манерой, произношением слов. Ведь ласковыми словами по отношению к ближним можно нажить себе духовный капитал. Поэтому полезно приучить себя к наиболее почтительным и ласковым именам.

1119. Можно ли переехать жить в другое место?

Перемена места пусть предпринимается тобой в видах жития более духовного, а не в видах жития более спокойного (преп. Нил Синайский),

1120. Можно ли у себя в комнате держать разные книги?

Христианам в их жилищах нельзя иметь ни антирелигиозной, ни еретической литературы, ни безнравственных книг. Вспомним, как описывается в некоем патерике, как Матерь Божия не вошла в келлию монаха, который держал у себя еретическую книгу, сказав ему: "Ты держишь у себя врага Моего".

1121. Как приучить себя к послушанию?

В житейских делах надо выработать в себе такую привычку: ближнего предпочитать всякому делу. Например, если мы заняты каким-либо делом, а услышим просьбу ближнего помочь ему в чем-либо, то надо тотчас же прервать свое занятие и исполнить просьбу ближнего, чтобы успокоить его.

1122. Как принимать к себе посетителей?

Приходящего к тебе человека, особенно с духовной целью, должно принимать с лаской и веселым видом, а внутренно смиряться и считать себя ниже его. Хорошо отпустить от себя посетителя с подарком, с гостинцем, нужным для ближнего, со сладостями (для детей), хорошо снабдить ближнего божественной книгой (сообразуясь с духовными запросами его и степенью его развития). От посетителей же, которые приходят к нам с целью развлечения, чтобы отнять у нас время, надо устраняться. От них мы получаем духовный вред и разорение через их болтовню.

1123. Почему так важно скрывать свои хорошие дела?

Потому что открытие их людям уничтожает их. Святитель Феофан Затворник пишет: "Сколько можно, скрывайте свои дела по жизни духовной, и ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте их".

1124. Можно ли солгать?

Ко лжи надо прибегать лишь в крайних случаях (при искушениях), и очень редко, как к опасному лекарству, и делать это со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение свое, и необходимость, и тогда человек будет прощен.

1125. Что делать, когда приходят помыслы зависти?

Тогда надо молиться: "От тайных моих очисти мя и от чуждых пощади раба Твоего" (преп. Амвросий Оптинский).

1126. Должно ли рассказывать другим то, что я говорил духовнику, и поверять свои искушения им?

Никому не рассказывай, о чем ты говорил со старцем, и своих искушений никому не поверяй, кроме духовного отца: от рассказов облегчения не получишь, а другому можешь принести вред; тебя выслушают из любопытства, а потом соблазнятся, да и тебя же осудят. В монашестве пишут: келлия старца-духовника должна быть для обоих могилой.

1127. Как правильно целовать иконы?

Лобызая святую икону Спасителя, следует целовать ноги; Божией Матери и святых — руку, а Нерукотворный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя — во власы.

1128. Важно ли освящать пищу, питие и помещение свое?

Воздух освящается кроплением святой воды и молитвой, пища — кроплением и благословением; все освящается крестом. Очень важно освящать пищу. Пища имеет большое влияние на состояние нашего как тела, так и духа. Принеся с базара провизию, прежде чем обмыть ее водой, хозяйка должна Омыть ее крестным знамением — очистить от духовных микробов и бацилл. Крестное знамение может уничтожить даже силу яда. Важно также освящение не только пищи, но и жилища своего, постели, хозяйства.

1129. Что должно делать против гордости?

Против гордости должно чаще себя пред Господом укорять и боримому нужно из глубины взывать: "Господи, Владыко и Боже мой! Дух тщеславия и гордыни отжени от меня, дух же смирения даруй ми, рабу Твоему".

1130. Что делать, когда во мне возбуждается греховное желание от людей или предметов?

Не должно входить в общение с теми предметами, которые возбуждают в нас брань, и не приражаться ко всему тому, что свободу нашу подвергает искушению (нужно удаляться).

1131. Что читать по усопшему на Пасхальной неделе?

На Пасху у гроба усопшего не следует читать Псалтирь, заменяя ее или чтением Пасхального канона и Пасхальных песнопений, повторяя их; или чтением Святого Евангелия, даже и у гроба мирянина.

1132. Должно ли кропить святой водой тело и гроб умершего?

Священник (или если нет его, то мирянин) на дому кропит святой водой тело умершего и ковчег его извне и изнутри, и тотчас влагает (тело) в него.

1133. Бывают ли в жизни такие случаи, когда оскорбления и ненависть служат похвалой?

Да, бывают случаи в жизни, когда злословие и ненависть со стороны врагов Христовых являются лучшей похвалой для рабов Божиих… Не стыдись признавать себя верующим православным и церковным человеком; не бегай за мишурной и гнилой славой, силясь прослыть современным и образованным человеком. Не бойся защищать и отстаивать Церковь Божию всюду и всегда.

1134. В чем важность совершения Иисусовой молитвы?

Молитва Иисусова, если ее механически творить, ничего не дает; как и всякая другая молитва, языком только проговариваемая: дело совсем не в словах, а в чувствах ко Господу (свт. Феофан Затворник).

1135. Являются ли грехом пища, деньги и слава?

Не пища — зло, а чревоугодие; не деньги — а сребролюбие; не слава — а тщеславие; в сущности, зло происходит от злоупотребления (преп. Максим Исповедник).

1136. Что вредит молитве Иисусовой?

Как следует из опыта, молитве Иисусовой вредит оскорбление ближних. Пока не успокоил обиженного примирением, молитва не может иметь движения. Вредит молитве и принятие блудных помыслов, осуждение, объядение и всякий грех.

1137. Для чего установлены праздники?

Праздники установлены для воспоминания благодеяний Божиих и для воздаяния благодарения за них Богу. Праздники оживляют веру и углубляют. Празднование их воспитывает также дух благочестия и наставляет жить по вере. Ибо отрывая от житейского и к духовному обращая внимание, возгревают в душе небесные чувства. А без праздников ныне житейское, завтра житейское, и послезавтра то же — и так без конца. Чего ожидать от такого порядка, кроме оземления всех помышлений и чувств? (свт. Феофан Затворник).

1138. Что надо делать во время скорби?

Во всяком душевном страдании и расстройстве душеполезно благодарить Бога.

1139. Должно ли лечиться гипнозом?

Лечиться магнетизированием не должно, а лучше советую вам, при болезни попросить священника отслужить водосвятный молебен и потом окропиться святой водой и ежедневно пить ее, употребляя с ней часть просфоры (затворник Георгий Задонский).

1140. Каких посетителей должно принимать и от каких удаляться?

Если кто приходит для духовной цели: для слышания Слова Божия или вообще для назидания души, то таких надо принимать, не стесняясь, потому что время, какое мы пожертвуем для собеседования с ними, то есть утраченное, Господь воздаст за это самопожертвование. А если они приходят только провести время или, правильнее, убить время — попразднословить, посудить, о новостях поговорить, то таких отсекать от себя. Ибо добродетельный человек никогда не имеет праздного времени, он или читает, или "молится, или рукодельничает, или отдыхает, — одним словом, во всякое время праздным не бывает; ему некогда будет проводить время с теми, кои приходят для развлечения (старец Григорий Афонский).

1141. Слышал, что от причастия и до лобызания креста лучше не прикладываться к иконам и не целоваться с братьями, так ли это? Можно ли вообще прикладываться к иконам в причастный день?

После принятия Святых Таин греха никакого нет прикладываться (лобызать) к иконам, кресту и другим Святыням, только воздерживаются это делать сразу, до принятия запивки. Ты в себя принял высшую Святыню и старайся ее оберегать от всего греховного: осуждения, празднословия, злобы, раздражения, чревоугодия и пр. В этот день (день причастный) не делают земных поклонов.

1142. В образцах исповеди часто употребляется cлово «сводничество», «свада», «поздноядение», «раноядение», «скверностяжательство», «смехотворство» «гортанобесие» — объясните, что это значит?

Вы занимаетесь сводничеством (свадой), когда знакомите людей, которые потом живут блудно, без церковного венчания. Поздноядение — это вкушение пищи после захода солнца. Раноядение — вкушение пищи до обедни. Скверностяжательство — это когда человек творит скверный (неправедный) прибыток. Смехотворство — смеяться самому и вызывать смех у других, шутить, рассказывать анекдоты. Гортанобесие — долгое удерживание приятной пищи во рту, когда вы не решаетесь проглотить ее, наслаждаясь вкусом.

1143. Можно ли обшивать икону под пленку?

Для сохранения иконы делается специальный киот или рамка, где стекло может быть заменено прозрачным пластиком.

1144. Почему же не должно есть перед Богослужением?

Те, которые идут к Богослужению покушавши, — пишет св. Иоанн Кронштадтский, — добровольно налагают на себя ненужную и вредную тяжесть и заранее заглушают сердце свое для молитвы, преграждая к нему доступ святых помыслов и святых ощущений. Крайне надо остерегаться, чтобы не есть пред Богослужением Помнить надо, что Царство Божие «несть брашно и питие» (Рим. 14, 17), то есть не может царствовать Бог в том сердце, которое отягощено объядением и питием.

1145. Можно ли расплачиваться водкой, «ставить стакан» и т. п.?

Есть даже такая народная пословица: «Знай толк — не давай пьяному в долг».

1146. Доброе ли дело донорство?

Доброе. Если вы делаете это из любви к ближнему, безплатно. Но если берете за это деньги, думаете поесть повкуснее или имеете еще какие-нибудь корыстные соображения, — это грех.

1147. Можно ли есть в пост пищу, разрешенную Церковью, но которая услаждает меня?

Лучше бы воздержаться постом от пищи, которая нравится. Лакомство — грех. Объедаться же грешно и постной пищей.

1148. Что значит умалять на исповеди грехи?

Берегитесь на исповеди говорить: «Враг попутал…», «Слабый…», «Немощный…», «Гневаюсь — потому что раздражают», «В церковь не хожу — потому что ноги болят». Грешно так самооправдываться и умалять свои грехи. Самооправдание внушает диавол, а кто говорит «простите», тот опаляет демонов. Однажды у Пимена Великого спросили, что самое мерзкое пред Богом. Святой отвечал: «Когда человек сам себя оправдывает». Самооправдание низводит человека в ад, отсечение же его приводит в умиление.

1149. Можно ли записывать небольшие грехи для покаяния перед духовником?

Непременно нужно записывать всякий, хотя и маленький грех, как вспомнишь, а потом покаяться.

1150. Только ли в грехах надо каяться?

Нет, надо каяться и в том, что не сделал таких-то добрых дел, и что такие-то добрые дела из-за тебя не сделали другие. По слову апостола: «Ведущему убо добро творити и не творящему, грех ему есть» (Иак. 4, 17). И свт. Иоанн Златоуст учит нас: «Каяться должно, во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего; обо всех таких делах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее».

1151. Чем отличается любопытство от любознательности?

Любопытство — узнавать новости, чужие грехи, вообще то, что вас не касается. Любознательность — узнавать полезное, как спастись.

1152. Боюсь ходить в храм, как бы не навели порчу, говорят, там много колдунов бывает?

Эти мысли вкладывает враг рода человеческого — диавол. Храм для верующего — райское место и место очищения от грехов. Без посещения церкви трудно спастись. Да и человек грешит, приписывает колдуну большую силу, нежели Богу. Из Священного Писания мы знаем, что не только колдун, но и бес ничего не может сделать без попущения Божия.

1153. Есть ли работы греховные?

Да, есть работы греховные или с грехом пополам: торговать водкой, сигаретами, быть актрисой, делать аборты, писать или печатать греховную литературу, спекулировать, постоянно нарушать воскресный день и т. п. Есть работа, которая на первый взгляд безобидна, но тем не менее греховна. Например, хорошо ли работать библиотекарем? Это смотря при каких книгах состоять. Если при святых книгах, то и дело святое и доброе, да и для своей души полезное. А если страстные романы или, еще того хуже, антирелигиозную литературу выдавать, то такая работа греховна, ее надо переменить на другую. Или работа парикмахера, которая неизбежно связана с греховной модой, маникюром. К сожалению, многие мирские работы в наше время связаны с грехами, и в этих грехах надо каяться на исповеди.

1154. Как молиться о тех, о ком не известно, живы ли они?

Вы не ошибетесь, если будете молиться, как о живых, потому что у Бога все живы. Все, кроме еретиков и отступников. Это мертвые (преп. Нектарий Оптинский).

1155. Когда кончается воскресный (праздничный) день?

С рассветом будущего дня.

1156. Как вести себя при общении, или находясь рядом, с явно духовноболящими (бесноватыми) людьми?

Сострадать болящим и помолиться внутренно о них. В жизни своей исполнять правило: «Всех люби и всех беги».

Старец же Арсений Афонский пишет: «Находясь близ бесноватых, надобно быть очень осторожными в том отношении, чтобы враг не внушил таких мыслей, что вы очень боголюбивы, имеете благодать Божию и прочее. Все это враг для того внушает, дабы человек подумал о себе, что он богоугодно живет, не так как прочие. Человек, принявший эти мысли, лишается всякой от Бога награды».

1157. Может ли свидетелем при венчании быть женщина, говорят, что женщина не имеет права держать венец над венчающимся?

Может, только не тогда, когда она в женской нечистоте.

1158. Как поступать со священными изображениями (например, иконами) в мирских журналах, газетах, марках?

«Надо бережно откладывать священные изображения и оберегать их от попрания», — советует архиепископ Никон Вологодский. Следуя этому совету, благочестивые верующие вырезают из журнала или газеты священные изображения, чтобы они не были поруганы, а тем более не попали бы в уборную.

1159. Можно ли освящать компьютер, телевизор, радиоприемник и подобные вещи?

Не сама вещь является грехом, а как и с какою целью она употребляется: с доброю ли или худою. Можно компьютер использовать для игры и можно печатать Божественные книги. Так и магнитофон: можно записать пляски, скачки и греховные песни, а можно молитвы и духовные песнопения и Божественные наставления. Фотоаппарат можно использовать для разных мирских удовольствий и отвлекать в храме верующих, рассеивая их молитву, а можно с его помощью делать иконы и назидательные наставления. Итак, отсюда понятно, что если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать, а если греховно, то не надо.

1160. Стоит ли принимать на себя обязанности быть крестным отцом (матерью) малознакомых, далеко живущих людей?

Быть крестным — дело хорошее и почетное. Отказываться — грешно. Но если родители ребенка живут греховно и в доме их соблазны, то следует избегать посещений, чтобы не согрешить, а молиться за крестника.

1161. Можно ли после ночного осквернения (во сне) ходить с утра в храм, прикладываться к иконам, принимать святую воду, просфоры?

Надобно вычитать молитвы от осквернения, а иначе грешно ходить в храм, прикладываться к иконам, принимать крещенскую воду и просфору. Приступая же к Святым Тайнам покаяться в этом духовнику на исповеди. Здесь различают: от чего произошло осквернение? По твоей ли вине (объелся, долго спал и на мягком, в тепле, осуждал кого и т. п.) или по вине диавола, который навел на тебя сон, чтобы не допустить тебя к причащению или вообще осквернить. Вообще же это дело духовника, как лучше поступить с осквернившимся.

1162. Надо ли одеваться, когда идешь в храм, в лучшую одежду или ходить неряшливо одетым?

Из жизни подвижников мы узнаем, что они одевали приличную, но не роскошную одежду при посещениях храма.

1163. Надо ли брать благословение у всех священников подряд или достаточно взять у одного?

Смотря по обстоятельствам, как это лучше сделать.

1164. Говорят, что нельзя передавать свечи левой рукой или стучать свечкой по плечу впереди стоящего?

Говорят правду. Потому не хорошо стучать свечкой по плечу впереди стоящего, что ты отвлекаешь от богомыслия молящегося, отрываешь его от сосредоточения на молитве. Не лучше ли тебе положить или поставить свечу, не толкая, не отвлекая и не безпокоя никого?! А что левой рукой — это уже вражеское (какая-то примета). Передавать свечку можно любой рукой.

1165. Говорят, что нельзя при поклоне касаться пола сложенным троеперстием, якобы это неуважение к Святой Троице?

Вообще, зачем это каждый раз при поклоне касаться рукой пола? Поклоны приятны Богу, когда совершаются с мыслию о Нем и с чувством своего недостоинства и греховности.

1166. Как лучше поступить, если брезгуешь (боишься) приложиться к иконе или кресту в храме после явно больного человека?

Это опять диавольское внушение. Надо знать, что через Святыни зараза, болезнь не пристает. Вот чудо, которое мы постоянно видим, что в ином храме сотни, тысячи проходят причастников, всех причащают из одной Святой Чаши, а после всех диакон или священник употребляет оставшееся — и не заражается.

1167. Что можно посоветовать, если моего ребенка заставляют учить в школе произведения еретиков, например, Толстого, или романы о любви, читать которые грешно, или совершать иные антихристианские поступки?

В школе надо стараться избегать всего греховного. Во всем слушаться учителей, всех любить, но не более Бога. В Деяниях апостольских читаем: …должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29).

1168. Можно ли вызвать милицию, если муж пьет и дерется? По-христиански ли это?

Подвижники поступали так: безвредное для души, — они терпели, а от вреда избавлялись. Например, пока больной (умалишенный) не вредил, за ним ходили, кормили, ухаживали, а как он начинал становиться опасным: бить стекла, бить людей и т. п., — его сдавали в дом умалишенных.

1169. Можно ли во время службы входить в храм через боковой вход, если это удобно, или только через центральный (основной)?

Можно, смотря по обстоятельствам.

1170. Разрешается ли прикладываться к росписям храма, снаружи или внутри, и когда это лучше делать?

Для целования много икон имеется, а росписям (фрескам) поклониться и помолиться на них хорошо.

1171. Если обряд крещения совершается над взрослым человеком, должен ли он предварительно исповедоваться или нет?

Хорошо исповедаться, особенно в больших смертных грехах.

1172. Можно ли поминать в храме умерших вследствие болезни, вызванной пьянством?

Можно, если они были православными и верующими и умерли не от самого пьянства (опился).

1173. Можно ли ставить за престол свечи о упокоении?

Для этого есть особое место — канун, туда и должно ставить.

1174. Можно ли поминать в домашних молитвах живых некрещеных родственников или отступников?

Можно, пока они живы, а если в этих смертных грехах умрут, то уже нельзя. Впрочем, им отчасти может помочь милостыня, которая подается за них (не называя их имени).

1175. Как поступать, если день рождения родственников или близких друзей приходится на дни поста, а стол скоромный и веселье?

Перенести празднование на другой день, когда это разрешается.

1176. Можно ли мне носить монашескую одежду, если я не монахиня?

Тот, кто надевает на себя не свои одежды, (например, мужчина одежду священника, или женщина одежду мужчины), — говорят старцы, — есть идолослужитель. Монашество же состоит не в одежде и четках, а в смирении, терпении, любви и прочих добродетелях.

Вообще, отрекшийся от всего житейского, как то: от жены, имения и прочего, — сделал монахом внешнего человека, но еще не внутреннего, — говорят старцы. — Тот истинный монах, кто отрекся от страстных помыслов. Внешнего человека легко можно сделать монахом, но немалый потребен подвиг сделать монахом человека внутреннего.

1177. Пускать ли детей в школу в дни великих праздников Церкви, жертвуя ради этого Богослужением?

Лучше привести в храм Божий, только при уважительной причине можно отпустить в школу.

1178. Что делать, если Великие Церковные праздники приходятся на рабочие дни, ведь в праздники работать нельзя?

Идти на государственную работу, а заработанные в этот день деньги употребить на милостыню болящим и нищим.

1179. Как быть, если пришло время поста и надо причаститься, а примириться с кем-либо не имеешь возможности по дальности расстояния или по болезни, или еще по какой уважительной причине?

Через письмо испросить прощения, или простить сердцем и причаститься с намерением, как только увидишь этого человека, испросить прощения.

1180. Зачем вообще нужны подвиги?

Общее назначение подвигов — не жертва Богу, а охранение нас самих от гордости, самости и уничижения ближних. Если наши благочестивые упражнения не имеют этой цели, то, при благочестивой видимости, они могут быть источниками гордости, прелести и усиливать греховное состояние человека.

1181. Можно ли крестить детей без восприемников (крестных) и может ли восприемником являться отец или мать ребенка?

При нужде (как, например, смертная опасность) без восприемников (крестных) крестить можно, но восприемниками не должны быть отец или мать. Вообще надо знать, что не могут быть восприемниками дети не достигшие двенадцатилетнего возраста, некрещеные, муж и жена для одного младенца (для разных можно), не православные, находящиеся в заблуждении, во лжи (католики, лютеране, пашковцы, субботники вообще сектанты). Ведь как же они могут воспитать, научить истине крестника?

1182. Как поступить, если потерял доверие к духовнику, а сказать об этом стесняешься?

Сказать об этом другому духовнику.

1183. Есть такие грехи (особенно некоторые плотские), которые говорить на исповеди очень стыдно, особенно если женщине приходится говорить молодому священнику. Как быть в таких случаях (особенно, если грехи эти тяжелые и не могут быть отпущены на общей исповеди)?

Найти другого духовника, которому и покаяться в этих грехах.

1184. Знаю, что многие причащаются в первый день Пасхи, Рождества Христова и на Светлой Седмице, но некоторые священники не рекомендуют этого и даже не допускают до причастия. Правильно ли это?

В эти дни причащаться могут только те, кто пропостничал весь пост в пище и питии и в браке. На это есть соборное правило.

1185. Накануне причастного дня некоторые говорят, что после восьми часов вечера кушать не надо. Существует ли какое-то на этот счет правило?

Те, которые воздерживаются от еды перед причастием с вечера — хорошо делают. Но по правилам с 0 (24) часов ночи уже нельзя ничего ни кушать, ни пить.

1186. Слышала, что в день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя нельзя есть ничего круглого, что по форме напоминает голову, то есть яблоки, арбузы и пр.?

Это — суеверия. Нельзя только кушать скоромное, даже рыбу.

1187. Можно ли на могилу или крест могильный помещать фотографию умершего? Надо ли ухаживать за могилой? Можно ли ставить столики, скамейки, трапезничать?

Ни в коем случае не допустимо помещать фотографию. Благочестивые верующие ставят футляр с иконкой и лампадой. Также нельзя ставить столики, скамейки и трапезничать. Это обычай языческий. Верующие поминают усопших молитвой: некоторые читают «Серафимово правило».

1188. Можно ли на могилу ставить памятник, на котором выбит крест?

Нельзя. На могиле должен быть только крест.

1189. Есть обычай возжигать на могиле свечи или лампадки. Правильно ли это?

Ставить свечи на могиле можно при условии, если эти свечи будут гореть перед иконой, а не перед памятником или фотографией усопшего.

1190. Некоторые священники благословляют исповедоваться после соборования, а некоторые — до соборования. Имеет ли это значение?

Исповедоваться надо перед соборованием, так как в Таинстве елеосвящения (соборовании) отпускаются забытые грехи и грехи неведения.

1191. Всем ли можно собороваться и можно ли собороваться в нечистоте?

Собороваться запрещается детям до семи лет и здоровым. Соборование установлено для болящих. Посему разрешается собороваться дряхлым старцам и старицам так как со старостью бывают болезни. Есть обычай, о ко тором говорит свт. Димитрий Ростовский, что в Великий Четверг соборуют в монастырях и здоровых. Как креститься, так и собороваться (без великой нужды) в нечистоте грешно.

1192. Могут ли некрещеные находиться в храме во время литургии или за всенощной?

Некрещеные могут находиться в храме за всей всенощной, а во время литургии — до «литургии оглашенных».

1193. Если незнакомый человек в храме предлагает просфору, надо ли брать, или лучше отказаться?

Можно ласково и учтиво отказаться от просфоры или кутьи, так как некоторые подают за самоубийц, умерших в неверии или от пьянства (опившихся), за которых и молиться-то грешно.

1194. Можно ли мирянину носить при себе четки?

Носи их при себе, — говорил своей духовной дочери преп. Варсонофий Оптинский, — но так, чтобы, избави Бог, кто их не увидел.

1195. Что делать, если святая вода испортилась, пить ли ее или лучше вылить?

Испорченную святую воду выливают в реку (туда, где есть течение, так называемая «живая», не стоячая вода), испорченные иконы и просфоры сжигают (если есть возможность — в церковной печи).

1196. Можно ли перед причастием жевать "жвачку"?

Перед причастием ничего нельзя вкушать, следовательно, и жевать "жвачку".

1197. Как лучше поступить, если из-за тесноты в храме приходится во время службы стоять спиной к ближайшей иконе?

По нужде не грешно во время службы стоять спиной к иконе.

1198. Обязательно ли после причастия употреблять запивку?

После причастия обязательно надо употреблять запивку, но некоторые старцы говорят, что духовнобольным (бесноватым) можно немного подождать, ибо враг в них обжигается от Святыни, а так он прячется в воду и получает через это облегчение.

1199. Слышала, что нехорошо пользоваться обувью, подошва которой имеет изображение крестов. Надо ли придавать этому значение?

Надо постараться иметь обувь без изображения креста.

1200. Хорошо ли кадить дома ладаном? Можно ли это делать мирянину? Некоторые утверждают, что каждение действенно, только когда это делает священник?

Кадить ладаном хорошо там, где есть действие бесов, посему и мирянину по нужде можно кадить ладаном. Например, духовнобольным хорошо совершать каждение. Но носить ладан вместе с крестом на груди — нельзя, поскольку так он по святости как бы приравнивается к кресту.

      Яндекс.Метрика