^Наверх
Get Adobe Flash player

Православный календарь

Православные новости

Вера без дел мертва

Им нужна Ваша помощь. 
Внеси посильный вклад.
Прими участие в благом деле.

Встреча с Богом

С Божией помощью вышла в свет книга "Встречам быть" А.Скороход.

Поучительные истории

Прочитать описание и приобрести книгу

Православные сайты

Церковное поминовение

Церковное поминовение усопших.

Св. Церковь, заботясь о своих усопших чадах, установила специальные службы:

  1. Молитвенные поминовения умерших за Божественной Литургией (за проскомидией, после освящения Святых Даров и на заупокойной ектении).
  2. Панихиды и литии.
  3. Чтение Псалтири.

Выше всего посиле и значимости стоит поминовение за проскомидией и после освящения Святых Даров. Выдающийся знаток Богослужебного устава святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравнимо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же Литургии на ектениях великой и сугубой, (что по местам допускается) и на специальной заупокойной ектении» (О поминовении усопших по уставу Православной Церкви). На каждой проскомидии одна из богослужебных просфор (пятая) приносится специально за умерших.

Святитель Иоанн Сан Францисский (Максимович) пишет: «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

В 1896 году состоялось прославление Феодосия, архиепископа Черниговского († 1696 ). Через 200 лет тело его было обретено совершенно нетленным. Послушание у раки со святыми мощами нес иеромонах Алексий († 1917; ныне прославлен как местночтимый святой), будущий знаменитый старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры. Он утрудился и задремал у раки. В это время явился святитель Феодосий и стал благодарить за труд. Затем он обратился к отцу Алексию с просьбой: «Прошу тебя, когда будешь служить литургию, помянуть моих родителей». Святитель назвал имена: иерей Никита и Мария. До этого имена родителей не были известны по житию. Позже, разбирая архив монастыря, где архимандрит Феодосий был настоятелем, нашли его личный помянник. Там первыми были записаны отец и мать: иерей Никита и Мария. Иеромонах Алексий сказал явившемуся ему святому: «Как можешь ты, святитель, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» Святой Феодосий ответил: «Приношение на литургии сильнее моих молитв».

Святитель Иоанн (Максимович) призывает: «Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. О родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим».

Церковное поминовение усопших

Дни особого поминовения усопших. (родительские субботы)

Родительскими они называются потому, что мы молимся в эти дни в первую очередь за всех своих крещеных предков, прародителей, а если у кого родители уже преставились ко Господу, то за них.

Церковью установлено шесть родительских суббот:

Суббота мясопустная. (перед воскресением о Страшном Суде). В это воскресенье заговляются на мясо перед Великим Постом и поэтому оно еще имеет название «воскресение мясопустное»). Суббота эта установлена в преддверии воспоминания о Страшном Суде Божием и поэтому мы сугубо молимся о прощении грехов всех преждепочивших православных христиан всех родов и званий, и особенно умерших внезапной смертью. После внезапной смерти обычай подавать записки за самоубийц в Церкви молиться нельзя.

Суббота Троицкая (перед праздником Пятидесятницы, Троицы). Этот день является днем рождения Церкви христианской и мы вспоминаем не только живых ее членов, но и всех в вере усопших чад Св. Церкви. В общей праздничной радости участвуют и усопшие. Благодать Св. Духа изливается и на них, ибо «Святым Духом всяка душа живится». Св. Василий Великий говорит, что в день Пятидесятницы Господь наипаче благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Субботы 2,3 и 4 недель Великого Поста.

В дни сугубого моления и пощения мы вспоминаем и об усопших. Эти субботы установлены также потому что Великим Постом не всегда служится полная Литургия и помянуть усопших можно не каждый день.

Также с недавнего времени установлено 9 мая (по н. стилю) особенно молиться за усопших воинов. Также воины особо поминаются в день усекновения Главы Иоанна Предтечи 29 августа.

Суббота Димитриевская (перед днем памяти св. вмч. Димитрия Солунского (26 октября по ст.ст.). Установление поминовения усопших в эту субботу принадлежит св. благ. Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение воинов по совету и благословению преп. Сергия Радонежского установил совершать ежегодное поминовение перед 26 октября.

Впоследсвии в этот день стали поминать не только воинов, но и всех усопших.

Каждый православный христианин должен стремиться исполнить свой долг перед родителями и другими отошедшими родственниками и в эти дни подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида (греч. рan – все и nyx – ночь) буквально означает всенощную службу. К молению об умерших это название прилагается потому, что в первые времена Церкви, во время гонений, она совершалась по ночам, подобно всенощному бдению. Любой может заказать панихиду за своих усопших родственников. Чаще всего ее заказывают в особые для покойного дни (именины, день рождения, день кончины).

Если есть такая возможность (например, кладбище находится близ церкви, можно попросить священника отслужить панихиду на могиле усопшего. Существует обычай в дни поминовения усопших приносить в храм продукты. В просторечье это называется «приносить на канон». Продукты приносятся как милостыня за усопших, они являются жертвой на церковную общину, а также могут быть розданы неимущим. Приношения кладутся рядом со столиком, который называется канон. На канон ставят свечи в память усопших.

Следует помнить, что в храм нельзя приносить мясные продукты.

Церковное поминовение усопших

Радоница. Можно ли ездить в Пасху на кладбище?

Радоница – первое поминовение усопших после светлой пасхальной седмицы. Чаще всего она совершается во вторник (если нет праздника) на Фоминой седмице. Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посту поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3, 9 и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении…

Святая Пасха является средоточием всего годичного богослужебного круга. Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Поэтому, когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения.

В безбожное советское время на Церковь стал специально насаждаться обычай всеобщего посещения кладбищ на Пасху. В Пасхальный день устанавливались специальные маршруты автобусов на кладбища. Делалось это для того, чтобы исказить в сознании людей смысл светлого дня Воскресения Христова. На Пасху даже не совершается отпеваний, они переносятся на следующий день.

Также усопших не отпевают в день Рождества. Радость этих двух великих праздников ничем не должна быть омрачаема.

Церковное поминовение усопших

На кладбище

Могила православного христианина должна быть увенчана крестом, который ставится в ногах усопшего. Родным и близким нужно содержать место захоронения в чистоте и опрятности. Допустимо сажать на могиле цветы. Не следует ставить на могилах каменные памятники и покрывать могилу плитами. Обычай этот неправославный.

Нельзя, приходя на кладбище, «поминать» усопших водкой и другими спиртными напитками и особенно кощунственно лить водку на могилу, этим оскорбляется память усопшего. Не следует ставить на могиле продукты и напитки, их могут съесть собаки и кошки.

Родственники могут пригласить священника, чтобы он отслужил панихиду на могиле. Если пригласить батюшку нет возможности, можно самим пропеть чин литии, совершаемой без священника (см. в конце книги).

Церковное поминовение усопших

Отпевание заочное

Практика заочного отпевания появилась тогда, когда не было возможности отпеть погибших во время войны очно, то есть совершить этот чин над телом умершего. Ныне бывают случаи, когда мы прибегаем к заочному отпеванию. Следует помнить, что заочное отпевание – это также молитва священника и близких умершего, только совершаемая не над телом.

Родные и близкие должны приложить все усилия, чтобы отпевание было совершено как положено, очно и в храме. И только если это невозможно выполнить, отпеть усопшего заочно.

 

      Яндекс.Метрика